Учимся говорить правильно

Фраза «Все мы родом из детства» давно превратилась в штамп, но актуальности не потеряла. Учитель-логопед детского сада «Родничок» (х. Потапов) Наталья Евгеньевна Шевченко в детстве имела проблемы с речью, когда, как и у всех её сверстников, начали выпадать молочные зубы. Всё решилось само собой после того как выросли новые зубы, однако, как считает Наталья Евгеньевна, это оставило в подсознании свой след и впоследствии повлияло на выбор специализации. Ещё студенткой Ростовского государственного университета она решила стать логопедом. И за 23 года трудовой деятельности ни разу не пожалела об этом.

Логопедия — наука о нарушениях речи, о которой упоминали ещё учёные древности: Геродот, Гиппократ, Авиценна и искали пути лечения этого недуга. На протяжении всей истории эту отрасль относили то к медицине, то к педагогике. Действительно, каждый логопед немного медик, определяющий перед началом исправления дефектов речи, чем они вызваны — задержкой в развитии, анатомическими особенностями строения речевого аппарата или, как говорится, «время ещё не пришло говорить правильно».

— К сожалению, многие родители недооценивают такую проблему как нарушение речи у ребёнка, считая, что «вот пойдёт в школу — заговорит правильно». Так происходит невсегда, а если и происходит, то с приложением больших усилий. У ребёнка, не выговаривающего ту или иную букву, возникают проблемы и с письмом. Чем раньше выявлена причина нарушения речи и начаты занятия, тем лучше, — говорит Н.Е. Шевченко.

Побывав на занятиях Натальи Евгеньевна, убедились, что трудностей с обучением у ребятишек не возникает. Более того, им это нравится и учатся они с удовольствием. А почему бы не поучиться! Малыши проделывают на уроках логопедии то, что на других занятиях не приветствуется. Корчат рожицы своему отражению в зеркале или друг другу, рычат на педагога, как тигры, «приклеивая» язычок к нёбу. Весёлая наука логопедия!

— Был такой забавный случай. Придя домой, ребёнок рассказал маме, что на занятиях они приклеивали язык. Женщина, поняв эту фразу буквально, утром спросила меня, обязательно ли приклеивать язык, — рассказывает Н.Е. Шевченко.

Побеседовав с Натальей Евгеньевной, можно сделать вывод — основы логопедии необходимо знать всем родителям и бабушкам с дедушками. Мы часто делаем ошибки, приводящие к нарушениям речи у ребёнка, не подозревая об этом. Очень часто взрослые договаривают за ребёнка фразы или слова, а бывает, отвечают на заданный ему вопрос, лишая ребёнка самому осваивать речь. Нередко взрослые выполняют просьбы ребёнка, выраженные жестами. Кроха показывает пальчиком на то, что ему нужно, к примеру, на понравившуюся игрушку. Родители дают требуемое и радуются, что он всё понимает и удивляются, почему он плохо говорит. А у ребёнка просто нет необходимости в разговорной речи.

— Мой внук заговорил сразу, как только я настоятельно рекомендовала дочери не реагировать на подобные просьбы. Ребёнок с раннего детства должен учиться облекать свои мысли в слова. А задача родителей — постараться, чтоб это были не отдельные слова, а целые фразы. Достигнуть этого можно единственным путём — не замечать просьб, выраженных иначе, чем через речь. Помните анекдот о мальчике, долго не умеющем говорить, который однажды попробовав бифштекс, заявил: «А бифштекс-то непрожаренный». На недоумённый вопрос родителей, почему он так долго молчал, карапуз ответил: «Зачем говорить, всё же нормально было», — шутит Н.Е. Шевченко.

Сейчас, к сожалению, и подростки не всегда умеют связно выражать свои мысли. Эта проблема корнями, уходит в раннее детство, когда проблемы развития речи были не решены. В идеальном варианте каждый детский садик должен иметь своего логопеда, ведь речь — это то, что отличает человека от других обитателей планеты — и как приятно, когда она чёткая, правильная, красивая.

Н. Ясинская

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Skip to content