Залог успеха — взаимосотрудничество педагога и родителей

Залог успеха — взаимосотрудничество педагога и родителей

Сейчас много говорят о воспитании в школе и семье, о правах ребёнка и обязанностях учителя. Проблема, так сказать, отцов и детей стара, как мир. Под отцами и детьми, разумеется, подразумевается взаимоотношение между юностью и зрелостью. Залогом успеха в воспитании подрастающего поколения является взаимосотрудничество педагогов и родителей. Так считает жительница пос. Виноградный Елена Павловна Матвейкина, имеющая 45-летний педагогический стаж и звание «Отличник народного образования», присвоенное в 1992 году. Кроме этого, Елена Павловна неоднократно награждалась почётными грамотами, благодарностями, благодарственными письмами.

— Шесть лет, как я нахожусь на заслуженном отдыхе. Времена и правила, во многом изменились. Но, цели и задачи остались прежними, что и 10-20 лет назад. Воспитатели, учителя и родители стремятся, чтобы мальчишки и девчонки выросли грамотными, культурными людьми, получили достойное образование, профессию. Другими словами, всем нам хочется благополучия детям и стране. А сегодняшний ребёнок — это завтрашнее будущее страны, — уверена Е.П. Матвейкина.

— Идя к этой цели, порой, мы становимся Лебедем, Раком и Щукой из басни Крылова и тянем воз в разные стороны. И эта тенденция, зародившаяся в современном мире, увеличивается. Люди, которым сейчас по 30-40 лет (о более старшем поколении вообще промолчим) помнят, как страстно желали скрыть от родителей факт получения двоек или «нагоняй» от учителя, потому что знали — дома за это по головке не погладят. Сейчас родители относятся к таким фактам несколько иначе, а иногда после жалобы детей, идут разбираться в школу, считая, что ребёнка обидели, поступили несправедливо. Не поговорив с педагогом, назначают его виноватым. Елена Павловна, что Вы думаете об этом?

— Выяснить все обстоятельства, безусловно, необходимо. Но, родители не должны допустить падения авторитета учителя в глазах детей, иначе падает не только престиж профессии, а ещё и стремление школьника к получению знаний. Педагог же, в свою очередь, должен стать опорой и поддержкой для родителей в воспитании детей, — говорит Е.П. Матвейкина, которую и сейчас волнуют проблемы, связанные со школой и обучающими программами.

После окончания педагогического училища в г. Константиновск Е.П. Матвейкина 3 года работала в одной из небольших школ Дубовского района, где была и директором, и учителем, и завхозом, и т.д. Потом семья Матвейкиных переехала в пос. Виноградный — и Елена Павловна устроилась на работу в Октябрьскую школу, учителем начальных классов. И вся дальнейшая жизнь, и трудовая деятельность её была связана со школой и пос. Виноградный, ставшим родным.

После окончания факультета филологии, Ростовского государственного педагогического института, Елена Павловна преподавала русский язык и литературу.

— Русский и литература — это были основные предметы. Кроме того приходилось, если не хватало учителей, преподавать и историю, и физкультуру, и пение. Даже немецкий язык, который мы постигали вместе с учениками. Многие и по сей день меня не забывают, особенно ученики тех классов, где я была классным руководителем, потому что мы всегда были вместе — устраивали праздники, вечера и т.д. Активные, хорошие дети. Невсегда, конечно, всё было гладко. Бывало, и наказывала своих воспитанников. Но, я думаю, что взаимопонимание у нас было. У меня по-прежнему тёплые, дружеские отношения с учениками, в том числе — и с троечниками, и с теми, кого приходилось наказывать. Вспоминают, как я заставляла их читать «Войну и мир» и благодарят за это, — вспоминает Е.П. Матвейкина.

— В последние годы работы столкнулась с исчезновением из программы по литературе многих произведений и появлением обилия зарубежной литературы, предлагаемой для изучения. Благо, что 30% можно было заменить, по усмотрению учителя, чем я и пользовалась, включая литературу по краеведению, русских авторов. Мне было важно, чтобы дети знали и любили русских писателей, свою малую родину, гордились предками.

Немыслимо изучить творчество Михаила Шолохова по двум произведениям, одно из которых «Они сражались за Родину» дано в отрывках. Недаром учителя шутят: «Школьные программы составляют те, кто никогда не работал в школе», — говорит Е.П. Матвейкина.

— Современные нововведения, как мне кажется, тоже во многом не лишены смысла. К примеру, право ученика высказывать своё мнение.

— Четкого указания запрещать ребятам высказывать своё мнение и в те годы не было. Мои ученики всегда имели такое право. Но, мнение о литературном герое должно было сложиться на основании прочитанного произведения. Были у нас и дискуссии на уроках, и литературные диспуты. Решение этого вопроса в компетенции педагога, — считает Е.П. Матвейкина.

— Елена Павловна, существует ли природная, врождённая грамотность?

— Существует. Но, встречается не так часто, как хотелось бы, поэтому нужно учить правила. Объяснить природу этого феномена ещё никто не смог. Возможно, генетически заложено. А вообще, русский язык на пятёрку не знает никто. Мой сын, не зная ни одного правила, всегда пишет грамотно.

Во время моей педагогической деятельности встречались разные случаи. Были ученики, которые не воспринимали «на слух» и не могли написать диктант. Приходилось изобретать новые методы и выходить из затруднительного положения, — говорит Е.П. Матвейкина.

На пенсию Елена Павловна ушла в 2007 году, но выдержала без преподавательской деятельности всего 2 года, а затем вновь вернулась — в Октябрьский школу-интернат, которому отдала 6 лет. Как признаётся, в интернате работать было намного труднее, из-за специфического контингента детей. Но трудности педагога никогда не пугали. Елена Павловна и дальше бы воспитывала, учила, помогала школьникам, многие из которых были из неблагополучных семей, но в 2015 году это образовательное учреждение закрыли. Матвейкиной предложили работу в школе. Но, Елена Павловна решила, что пора дать дорогу молодым.

 Семья Матвейкиных воспитала двоих сыновей, которые получили профессии — агронома и ветеринара. Но на этом педагогическая стезя Матвейкиных не оборвалась. Невестки — Ирина Демьяновна филолог, Октябрьской школы, Оксана Алексеевна директор школы в пос. Краснодонский. Внучка, Алёна, учится на филфаке ЮФУ. Можно уже с полным правом говорить о педагогической династии.

Елена Павловна с супругом Василием Фёдоровичем занимаются домом, огородом, радуются успехам детей, внуков и правнуков. А ещё Елена Павловна, как была с юности, певуньей, так и остаётся ей до сих пор. Она член творческого коллектива «Сударушка» под руководством Виктора Ивановича Клочкова. Коллектив неоднократно выступал в своём и соседних районах. Мне кажется, тот кто, поёт, никогда не стареет душой. Кстати, не все знают сколько лет Елене Павловне и, обычно считают её, судя по внешнему виду, намного моложе. Что ж, и мы не скажем, сколько на самом деле лет этой энергичной, подтянутой и бодрой женщине, а просто в день её рожденья, пожелаем ей здоровья, благополучия в семье и успехов на сцене.

Н. Парфенова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Перейти к содержимому