Живёт в памяти романовских станичников, да и многих жителей Волгодонского и соседнего Цимлянского районов удивительная женщина, снискавшая уважение их и любовь. Женщина, которая посвятила свою жизнь служению людям. Имя её – Анна Афанасьевна Забазнова.
Родилась Анна Афанасьевна 15 июня 1921 года в селе Пешково Азовского района Ростовской области в семье крестьян. Юной девушкой, в далёком 1939 году, после окончания фельдшерско-акушерской школы, приехала Аня Давиденко в Романовскую. С этих самых пор связала она свою судьбу с судьбой станицы. Здесь встретила свою большую любовь, создала семью. Работала медсестрой в районной больнице. Обладая отзывчивостью и целеустремленностью, Аня быстро освоилась с новыми людьми, влилась в общественную жизнь Романовской.
Бывало, идёт по станице и слышит: «Нюра, дочка, помоги! Дюже голова болит — моченьки нет!». Быстро открывался чемоданчик с красным крестом, мелькали в проворных руках шприц, иголки, ампулы. Вот и полегчало человеку, и улыбается он юной девушке благодарной улыбкой. И, казалось, все складывается хорошо, всё получается.
Но грянула большой бедой Великая Отечественная война. В августе 1941 года, получив повестку из военкомата, Аня Давиденко ушла на фронт. Санинструктором пулемётного эскадрона четвертого кавалерийского гвардейского Кубанского казачьего корпуса прошла Аня боевой путь от Таганрога до Праги. Всё время на передовой, всё время в седле, на боевом коне. Была не один раз ранена, имела контузию. Теряла друзей, видела много крови, боль и бедствие своего народа. О том, каким бойцом была гвардии старшина медицинской службы Давиденко, рассказывают в своих воспоминаниях её фронтовые подруги, друзья-однополчане.
Вспоминает Мария Тихоновна Харченко – боевая подруга Анны Афанасьевны: «1944 год. Тяжёлый ночной бой под Михайловкой, что на реке Ингул, на Украине. Немцы яростно сопротивлялись. Санинструктор эскадрона Давиденко вместе с капитаном Кривошеиным бросается к умолкнувшему пулемёту, чтобы вынести раненых бойцов. И чуть не угодила в руки немцев. Спаслась Аня хитростью, притворившись мёртвой. Утром, когда земля задрожала от взрывов бомб, девушка снова была среди своих конников и наступающих танкистов – стала переносить в одно место и перевязывать выбывших из строя бойцов. Осталась в том бою одна она из медиков: не от кого было помощи ждать. А тут пошли в атаку немецкие танки и пехота. Наше подразделение отчаянно отбивалось. Аня была среди тяжелораненых, когда увидела идущий на них танк. Как спасти солдат? Начала перетаскивать их в глубокую лощину, троих укрыла в воронках от бомб. К счастью, танк подбили наши, и он запылал. Но следом идут другие, раненые просят её: «Дочка, , уходи — нас не спасешь и себя погубишь». Но она решила разделить судьбу бойцов. Увидела, как наши, отступая, тянут за собой пушку и зовут её отходить с ними: «Вон как прут фашисты! Не устоим». «Нет, — крикнула зло Анна, — Я же не одна!» — «Молодец, девка!» — слышит в ответ. – А мы, что? Занимай, хлопцы, позицию вот здесь, и ни шагу назад!»
У них оставалось всего девять снарядов, но у всех были автоматы. И спасли санинструктора с ранеными, не подпустили фашистов.
«Одна хрупкая девушка – Анна Давиденко, — писал в своей книге «Под гвардейским знаменем» комдив кубанского казачьего корпуса генерал И.А. Алиев, — в сражении под Михайловкой за сутки спасла жизнь 60 бойцам и офицерам».
Впоследствии Анна Афанасьевна нашла это поле под Михайловкой. И оно стало называться так: «Имени четвёртого гвардейского казачьего Кубанского кавалерийского корпуса».
А впереди — Белоруссия, Польша, Чехо-словакия. Многим раненым помогла вернуться в строй старшина медицинской службы Анна Давиденко своей лихостью, смекалкой, боевым своим характером. И вот — Прага и салют Победы.
В сентябре 1945 года Анна вернулась в Романовскую. Её грудь украшали два ордена Красной Звезды, медали «За Отвагу», «За боевые заслуги», «За освобождение Праги», медаль «За Победу над Германией». Несмотря на инвалидность по ранению, она пошла работать медсестрой в больницу. Родилась дочь, и фамилия стала Забазнова. Вот Мира уже школьница. Занедужилось Анне Афанасьевне и пришлось оставить на время работу. Но не потерялась она в жизненной круговерти — всегда была на виду у людей. В 1964 году односельчане избирают её председателем сельского Совета. Станичники не ошиблись в своей Анне. Она стала на 10 лет душой и сердцем станицы. Забывая об отдыхе, о семье, не считаясь со временем, Анна Афанасьевна вместе с членами исполкома, депутатами сельсовета, активом станицы многое делает по благоустройству населённых пунктов Совета. Расширение водопровода на 50 километров, строительство асфальтированной дороги, новых яслей на 60 мест, магазина и яслей в хуторе Лагутники, клуба и магазина в хуторе Парамонов, озеленение улиц, приведение в порядок памятников и братских могил. Всё это сделано при активном участии Анны Афанасьевны. Долгое время романовская молодёжь ютилась в казачьем флигеле. За дело взялась председательница. Поехала ходатаем в Москву, к министру рыбного хозяйства Ванаеву, била челом, молила о помощи. И добилась! Подняла станичников. Все от мала до велика включились в работу. За три года романовцы отстроили себе Дом культуры на 400 мест. Срочно нужна была школа. Забазнова в хлопотах. И в 1975 году юные романовцы получили новую среднюю школу. Не счесть всех дел, что переделала Анна Афанасьевна, находясь на посту председателя сельского Совета.
А сколько внимания и заботы уделяла председатель людям, нередко в ущерб своей семье. Боролась с хулиганством, пьянством. Стояла на защите материнства и детства. Немало оступившихся вернула к новой жизни, помогла сохранить семьи. С какой торжественностью (старшее поколение помнит), устраивала Анна Афанасьевна бракосочетание молодых пар, отмечала рождение новых романовцев. Односельчане звали её матерью. Бывалые казаки – своей атаманшей.
Очень любила Анна Афанасьевна народные казачьи песни. Часто слышали станичники, как пела их Анна.
Решает Анна Афанасьевна возродить былую славу казачьей песни. Собирает казаков в Совет по повестке. Сбежались казаки. Стоят у сельского Совета, гутарят: «Што ще затеяла Афанасьевна?»
-Здорово ночевали, казаки!
-Слава богу, Афанасьевна.
-Зачем созывала, Анна?
-Будем петь.
-Как петь?
-А вот так: сядем у меня в кабинете и будем петь.
Так запел в нашей станице казачий хор. В 1974 году получил звание народного. Стал дважды лауреатом Всесоюзного, четырежды — дипломантом Всероссийского смотра-конкурса народного творчества. Понеслась слава о романовском хоре далеко за пределы родной станицы. Уже более 50 лет поёт наш хор казачьей песни. И в каждой песне память об Анне Афанасьевне. Она стала для хора на долгий срок руководителем.
Уважали и любили станичники Анну Афанасьевну. Но не всё вечно на земле. Сказалось подорванное на фронте здоровье, нервные перегрузки, и 4 июня 1994 года не стало нашей Анны. Но старшее поколение помнит и любит свою Анну. Хранит память о ней.
Уже много лет нет с нами Анны Афанасьевны, но жива память о ней. Она – почётный житель станицы, в её честь названа улица, Романовский народный казачий хор носит её имя.