Для начала — интересный факт. 2 ноября 1975 года в Крымской астрофизической обсерватории астроном Тамара Смирнова открыла новую малую планету между орбитами Марса и Юпитера. Этому космическому телу присвоили порядковый номер 2360 и назвали «Волго-Дон» — в честь Волго-Донского судоходного канала.
Уже одно это свидетельствует о значимости события, свершившегося ровно 70 лет назад, когда 31 мая 1952 года в 13 часов 55 минут воды великих русских рек — Волги и Дона соединились, а судоходный канал стал важнейшим звеном единой глубоководной транспортной системы СССР, связав пять морей: Каспийское, Азовское, Чёрное, Балтийское и Белое.
Идея соединить Волгу с Доном возникла несколько веков назад. Ещё царь Пётр I в 1697 году пытался это сделать, прорыв канал на месте переволоки между левым притоком Дона — Иловлей и правым притоком Волги — рекой Камышинкой, но начавшаяся война со Швецией поставила крест на этом проекте. Вторая попытка была предпринята уже в первые годы советской власти. В 1925 году была подготовлена техническая документация водной магистрали «Волга-Дон-Азовское море». Однако, из-за нехватки средств и этот проект был заморожен, но уже в 1943 году, сразу же после Сталинградской битвы, в донских степях возобновились изыскательские работы.
27 февраля 1948 года вышло постановление Совета Министров СССР «О строительстве Волго-Донского водного пути и комплексном использовании водных ресурсов Нижнего Дона». Работы начались весной 1949 года. Возглавил строительство Цимлянского гидроузла легендарный полковник МВД В.А. Барабанов.
Для успешного проведения первой крупнейшей послевоенной стройки были мобилизованы все ресурсы, на Волго-Дон в то время работали более двух тысяч промышленных предприятий, десятки научно-исследовательских институтов и лабораторий. Да и масштабы впечатляли. Объём земляных работ составил более 75 миллионов кубометров, было использовано около 100 тысяч тонн металлоконструкций, залито 2 миллиона кубометров бетона. Для доставки строительных материалов и оборудования было задействовано 340 тысяч вагонов. Форсированным темпам строительства способствовала механизация самых трудоёмких работ, особенно — земляных и бетонных. Здесь применялась самая современная по тем временам техника, многие образцы которой были поистине уникальными: шагающие многокубовые экскаваторы, модульные бетонные заводы, земснаряды, энергопоезда, большегрузные самосвалы.
Итогом самоотверженного труда строителей стало сооружение Цимлянского гидроузла, включающего Цимлянскую гидроэлектростанцию, тринадцатикилометровую земляную плотину, железобетонную сливную плотину, две дамбы с маяком, 14-й и 15-й шлюзы и связывающий их судоходный канал.
Плюс к этому, засушливые земли Ростовской области получили живительную влагу, подаваемую по Донскому магистральному оросительному каналу, начало которого из Цимлянского водохранилища получило название «Ворота изобилия».
И ещё один любопытный факт. Плотина Цимлянского водохранилища внесена в Книгу рекордов Гиннеса, как первая в мире плотина, сооружённая способом намыва песчаного грунта.
Волго-Донской судоходный канал, которому было присвоено имя В.И. Ленина, был сооружён в рекордные сроки. Если для строительства схожих по масштабу проектов — Суэцкого и Панамского каналов потребовались десятилетия, то Волго-Дон вступил в строй через 4,5 года с момента начала работ: уже 1 июня 1952 года началась полномасштабная эксплуатация рукотворного водного пути.
10 июля 1952 года в постановлении Совета Министров СССР «Об открытии Волго-Донского судоходного канала» было сказано: «Задание правительства по строительству и вводу в эксплуатацию Волго-Донского судоходного канала, Цимлянской гидроэлектростанции и сооружений для орошения первой очереди в 100 тысяч гектаров засушливых земель в Ростовской области выполнено в установленный срок».
Волго-Донской судоходный канал и, в целом, Цимлянский гидроузел, ставший визитной карточкой нашего края, и по сей день, спустя семь десятилетий, исправно служит людям.
И. Харченко
Фото из свободных источников