Многие считают, что у детей, живущих в городе, больше возможностей для развития. Не будем спорить, но хотим заметить, что в Волгодонске подготовка детей к школе в различных клубах платная. У нас же в Волгодонском районе, в Центре внешкольной работы открыто новое бесплатное творческое объединение «Первоклашка», которое уже посещают 16 малышей в возрасте с 5 до 7 лет. И приём в объединение не ограничен.
Занятия по подготовке к школе проводит педагог дополнительного образования с 26 летним стажем работы воспитателем — Галина Яковлевна Карпенко, с которой встретился корреспондент газеты «Романовский вестник».
— Основной упор делаем на подготовку руки к письму, на развитие мелкой моторики. Это не менее важный аспект, чем знание алфавита и цифр. Без этих навыков ребёнок не будет успевать на уроках в школе. Также пристальное внимание обращаем, правильно ли ребёнок держит ручку или карандаш. У школьного учителя на переучивание не будет достаточно времени, ведь программой это не предусмотрено. И переучивать намного сложнее и болезненнее для ребёнка, чем изначально научить правильно.
Занятия проходят в игровой форме. К примеру, получаем письмо от зайчика с просьбой, найти звук «у» в словах. Разумеется, ни один ребёнок не откажется от этого доброго дела. Или рисуем по клеточкам платье для принцессы. Дети учатся, играя, хотя сами относятся к занятиям серьёзно. Просят занятия называть уроками, а перерывы — переменами. Можно сказать, что мы серьёзно играем в школу, — рассказывает Г.Я. Карпенко.
— Сколько времени идут занятия?
— Занятия идут ровно 1 час с перерывами на гимнастику для глаз и физминутки, в двух подгруппах по 8 человек, чтобы каждому ребёнку уделять максимум внимания.
— Занятия в объединении «Первоклашка» — это замечательно, но это не снимает ответственности с родителей за подготовку малыша к школе. На что прежде всего стоит обратить внимание папам и мамам?
— На развитие речи. Разговаривать умеют все, но ещё ребёнок должен уметь пересказать услышанное, развёрнуто отвечать на вопросы, не ограничиваясь односложными — «да» или «нет». Всё это развивает и формирует мышление.
— Современная жизнь не представляется без телефонов и планшетов, даже в руках у дошкольников. Как, по-вашему — благо это или зло для ребёнка?
— А это уже зависит от родителей. Современные гаджеты, без сомнения, повышают уровень развития, при соблюдении санитарных норм. Должно быть ограничение времени «зависания» ребёнка в телефоне и ограничение тем для просмотра. При другом подходе формируется зависимость и уход от реальности. Телефон должен стать помощником в получении знаний, а не маминым помощником в отвлечении ребёнка, чтобы он не мешал ей в выполнении других домашних дел.
— Галина Яковлевна, у Вас солидный опыт и стаж работы и Вы без труда скажиете, какими были малыши 20 лет назад и какие они сейчас.
— Да, они очень разные. И к вопросам воспитания и обучения современных детей нужно подходить по-другому. Раньше у малышей были (если так можно выразиться) «простые» характеры. Они больше прислушивались к старшим, уважали взрослых, только за то, что они взрослые, были более собранные и дисциплинированные. Работать, конечно, было проще, сейчас — интереснее, ведь даже у 2-х летнего карапуза свой взгляд и мнение, не говоря уже о семилетках. Сейчас авторитарный подход неприемлем вообще: исключительно партнёрские отношения и никак иначе. Дети стали творческими, инициативными, независимыми личностями, и, мы, взрослые, должны научиться видеть и принимать это. По-настоящему принимать, а не делать вид, что принимаем. Малейшая фальшь распознаётся мгновенно, и после этого восстановить доверие и «подмоченную» репутацию будет трудно. А без доверия со стороны воспитанника, не бывает наставника. Очень рада, что этот год объявлен годом наставника — и этому уделяется немало внимания. Мы, взрослые, в первую очередь, должны быть наставниками для молодого поколения — от этого зависит будущее нашего общества и страны, в целом.
Общие черты, которые были, есть и будут в детях всегда — желание любви, заботы и понимания со стороны старших.
— Надеюсь, что Ваши слова помогут взрослым посмотреть на ребёнка как на личность, а не только как на сына или дочку. Спасибо Вам за интересную беседу.
Н. Ясинская