С любовью к музыке и детям

С любовью к музыке и детям

С первых строк статьи захотелось объявить, сколько юбилярше лет, хотя обычно стараемся обходить такие моменты. В этом же случае хочется, чтобы наши читатели восхитились вместе с нами жительницей ст. Романовская Раисой Григорьевной Транбенковой. Причёска, аккуратный макияж и одежда, и самый главный нюанс — туфли на высоком каблуке! Кажется время невластно над этой женщиной — педагогом по классу фортепиано ДШИ Волгодонского района Раисой Григорьевной Транбенковой. Не видела её пару лет — а она — всё такая же. И тот же позитивный настрой, которым она заряжает всех окружающих: коллег, учеников и их родителей. Ино-гда Раиса Григорьевна собирается на заслуженный отдых, ведь её трудовой стаж — 60 лет, но каждый раз откладывает это дело, уступая просьбам администрации ДШИ и родителей.

Раиса Григорьевна признаётся, что её жизнь невсегда была лёгкой: трудностей и горестей хватало, но сейчас она счастлива.

Родилась Раиса Григорьевна в селе Пресветлое Смоленской области в 1940 году, а через год началась война —  в село нагрянули фашисты.

— В начале войны папу направили заместителем начальника военного завода в Самаре, мы остались с мамой. С приходом захватчиков, жизнь изменилась для всех жителей села. Маму фашисты заставили работать на своей кухне, потому, что она отлично знала немецкий язык и даже его диалекты. Приходя в столовую кушать, солдаты и офицеры общались между собой — мама всё слушала и полученную таким образом информацию передавала своему брату Александру Попову, который был связным и разведчиком партизанского отряда. Кроме этого, мама потихоньку уносила домой продукты — и благодаря этому многие в селе выжили. Многие из немецких солдат не испытывали положительных эмоций от войны и взамен самогона, жителям давали, что-то из еды. Из дома им постоянно присылали посылки, в которых были конфеты. Иногда сладости перепадали и деревенским ребятишкам. Но это были простые солдаты, а не бойцы подразделений СС.

О связи Александра Попова с партизанами фашисты дознались, схватили, пытали и повесили, не разрешали снять тело и похоронить целую неделю. Подозрение пало и на маму, но расправы ей удалось избежать.

Когда шли жестокие бои на реке Березина, всех жителей заставили запрячь лошадей в подводы и ехать собирать и перевозить раненых германских солдат. Обо всём, что творилось в селе, я больше знаю со слов мамы, а вот последний эпизод врезался в память навсегда. Мы ехали по полю, а навстречу шли танки. Запомнились огромные махины, и лязг гусениц, и страшный грохот. Они шли, никуда не сворачивая, не обращая внимания на тех, кто попал под гусеницы — старики, дети, женщины. Человек для танка — не препятствие, а мы для фашистов и людьми-то не были. Это первые мои детские воспоминания, — рассказывает Раиса Григорьевна.

После войны Раиса Григорьевна с мамой и сестрой переехали в Самару, к отцу. И начался жуткий голод, неутолимый выдаваемой на семью булкой хлеба.

— Хлеб делили на ломтики, которые сразу съедать не полагалось. Однажды мы с сестрой ослушались — и были сурово наказаны — ремнём. В таких вопросах скидку на возраст не делали. Это не было излишней жестокостью — это была необходимость, ведь наевшись сейчас, мы оставались голодными потом. Сверх положенного хлеба никто не давал, — вспоминает Раиса Григорьевна.

В поисках лучшей доли семья переехала в Узбекистан, где особой радостью и отрадой была шелковица, которой можно было наесться вдоволь — и вообще жизнь стала легче. Раиса Григорьевна окончила общеобразовательную и музыкальную школы. Но получать дальнейшее музыкальное образование не решилась. Поступила в сельхозхозяйственный техникум и получила профессию зоотехника, по которой не работала ни одного дня.

— Я стала преподавателем музыки благодаря мужу — Эрику Григорьевичу — баянисту, который настоял на смене моей профориентации. Уже со второго курса музыкального училища я пошла работать в музыкальную школу. И тут сошлись два аспекта — моя любовь к музыке и любовь к детям. С тех пор у меня состоялось 50 выпусков. Тридцать два воспитанника пошли по моим стопам, — рассказывает Раиса Григорьевна.

Трое детей супругов Транбенковых окончили ДШИ. Одна из дочерей — концертмейстер, внучка, окончив консерваторию, преподаёт в колледже г. Магадан теорию музыки.

В Романовскую Транбенковых заставили переехать сложившиеся события в Узбекистане. Выбор на станицу у Дона пал благодаря музыке. Ранее в Романовскую переехала одна из учениц Эрика Григорьевича, с которой семья поддерживала тёплые отношения. О том, что выбрали донские края, никто из переселенцев не пожалел.

За столь долгое время работы, разумеется, у Раисы Григорьевны в дополнение к программам и методикам, появились и свои наработки преподавания. К примеру, она никогда не ругает и не давит на учеников. А вот убедить, что главный музыкальный инструмент — фортепиано она может. Считает, что главное не методики (даже самые продвинутые) а результаты. А результаты — отличные — ученики Транбенковой постоянные участники и победители фестивалей и конкурсов различных уровней, в том числе — международных, за которые награды получают не только юные музыканты, но и педагог.

— Главное для достижения хороших результатов — это талант ученика и его трудолюбие, а преподаватель всегда придёт на помощь. Задача педагога — не просто научить ребёнка играть на инструменте, но ещё сделать так, чтобы он почувствовал музыку. Часто говорю своим ученикам: «Нужно, чтобы руки пели, а не стучали по клавишам». Ученики дают мне столько же, сколько я им. Благодаря им, а ещё своим замечательным коллегам я чувствую себя нужной, востребованной и счастливой, — говорит Раиса Григорьевна.

Раиса Григорьевна Транбенкова не только уважаема и любима коллегами и учениками. Её плодотворный многолетний труд замечен и отмечен Почётными грамотами и Благодарностями Администрации Волгодонского района, областью и Министерством культуры России.

Н. Парфенова

Перейти к содержимому