В соответствии с положениями Федерального закона от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель», защитные лесные насаждения являются мелиоративными системами общего пользования, обеспечивающими коренное улучшение земель посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств лесных насаждений, направленных на защиту земель от воздействия неблагоприятных явлений природного, антропогенного и техногенного происхождения.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 10,01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель» содержание мелиоративных систем общего пользования организуют их собственники, владельцы и пользователи.
Однако, до настоящего времени порядок содержания защитных лесных насаждений собственниками земельных участков не урегулирован на федеральном, а, следовательно, и на региональном уровне.
Таким образом, проведение работ по рубке и обрезке древесно-кустарниковой растительности в пределах защитной лесной полосы, ширина которой установлена при её создании (в зависимости от применённой схемы посадки), не представляется возможным.
Вместе с тем, несмотря на отсутствие законодательного регулирования указанного вопроса, проведение рубки защитных лесонасаждений является незаконным действием и влечёт ответственность, предусмотренную статьей 260 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В случае, если необходимо обеспечить удаление поросли древеснокустарниковой растительности на землях сельскохозяйственного назначения, неявляющихся защитными лесными полосами, следует отметить следующее.
Работы по расчистке пашенных земель от поросли, рубка и корчёвка деревьев, которые вырастают на пашенных землях сельскохозяйственного назначения ввиду несвоевременного проведения работ по расчистке поросли, на участках, находящихся в собственности, пользовании у сельхозтоваропроизводителей, должны выполняться ими в рамках обеспечения надлежащего фитосанитарного состояния.
В данном случае сельхозтоваропроизводителям не требуется получение разрешения на удаление поросли и деревьев. Прямая обязанность сельхозтоваропроизводителя привести участок в состояние, соответствующее целевому использованию земель.
Контроль за соблюдением действующего законодательства в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Россельхознадзором и территориальными органами Россельхознадзора в рамках государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения (в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).
В соответствии с пунктом 4 статьи 8.8 КОАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, влечёт наложение административного штрафа.
Е. Шурыгина, специалист 1 категории по ООС отдела сельского хозяйства и ООС Администрации Волгодонского района