На страницах газеты «Романовский вестник» мы традиционно рассказывает о людях, отмечающих свой профессиональный праздник, будь то работники торговли или коммунального хозяйства. 12 августа профессиональный праздник у всех, причастных к Военно-воздушным Силам Российской федерации. Праздник отмечается, начиная с 1997 года. А вообще Военно-воздушные Силы в России были созданы 110 лет назад в 1912 году. Казалось бы, не найти военного пилота в Волгодонском районе. Но такой человек есть — и сейчас он трудится на предприятии «Аэромакс», которое находится недалеко от х. Потапов. Это пилот легкомоторных самолётов типа «Бекас» Святослав Викторович Басов.
В детстве, которое прошло в Амурской области, как и все мальчишки его поколения, Святослав Викторович мечтал о небе. Но в отличие от многих, забывших мечты детства, Басов сразу после окончания школы, начал свою мечту делать реальностью. Он поступил в Черниговское Высшее Военное Авиационное училище Лётчиков им. Ленинского Комсомола. Впервые самостоятельно за штурвал самолёта курсант Басов под наблюдением опытного инструктора сел на втором курсе. Перед полётом особых треволнений не испытывал.
— Летать в качестве пассажира мне приходилось часто. Просторы нашей Родины необъятны и передвижение по воздуху во время моего детства было делом обычным. Родители отправляли меня к одной бабушке в Южно-Сахалинск на самолёте АН-24, к другой в Алма-Ату — на самолёте ТУ-134. Так что, полёты на самолёте были для меня, как поездки на автобусе, — рассказывает Святослав Викторович.
В качестве учебного в училище использовался лёгкий штурмовик Л-39. Первый полёт, проходивший под наблюдением опытного инструктора, длился 20 минут. Но, как признаётся Святослав Викторович, пролетел, как одно мгновение, и ощущение от него можно выразить тремя словами и восклицательным знаком: «Ух, ты, блин!!!»
Строгие преподаватели учили курсантов летать на всём, что, в принципе, может подняться в воздух. И всё же после выпуска лейтенанту Басову пришлось ещё поучиться. Он прошёл переподготовку в Оренбурге, чтобы получить допуск к полётам на МиГ-23, после чего был направлен служить на Дальний Восток, на охрану воздушной границы с Китаем и Японией.
В это время в Военно-воздушные Силы страны и Дальнего Востока, в том числе поступили новейшие самолёты, лучшие по своим техническим характеристикам на тот момент — Су-27. И вновь на 2 месяца Святослав Викторович стал курсантом.
— Переучиваться было несложно: принцип работы на всех летательных аппаратах один и тот же. А нас очень хорошо подготовили. И грызть гранит науки мы сами стремились не за страх, а за совесть, потому что кроме всего прочего, красный диплом сулил свободный выбор места службы, — поясняет С.В. Басов.
Начало службы совпало с развалом Советского Союза в девяностые. Эти процессы захватили и Военно-воздушные Силы. Для самолётов не хватало топлива, а для пилотов зарплаты, которую они ждали по полгода. Держались, как могли, ведь случайных людей в авиации не было, служба была выбрана осознанно — и они несли её.
— Сопровождали самолёты «Арион» США, которые с завидным постоянством летали вдоль границы, следя за тем, чтобы они «случайно» не залетели, куда им не надо. Пересечений границы «Арионами» не было: пилоты прекрасно знали — без внимания мы их не оставляем. Китайские лётчики «ошибались» часто и границу нарушали. При приближении наших самолётов спешили убраться подальше. Не думаю, что Китаю нашей страной выдвигались большие претензии по этому поводу. Тем более, что нарушители всегда могли сослаться на ошибку, которую допустили и сразу же исправили, прикрыться плохой погодой ставшей причиной нарушения границы. А как было на самом деле, известно только им, — рассказывает лётчик 3 класса Басов.
Святослав Викторович дослужился до капитана, мог бы получить и майора, стать командиром эскадрильи. Но семью, где уже подрастал первый сын, нужно было кормить. И, как считает Басов, делать это должен мужчина. Кстати, в семье Басовых — пятеро сыновей.
Как и многие другие пилоты, Святослав Викторович ушёл из авиации, хотя и было это мучительно больно. И стал лётчик, работником автосервиса, приобретя привычку смотреть в небо, ведь желание полётов никуда не ушло.
10 лет назад большая и дружная семья Басовых решила покинуть суровый Дальний Восток и перебраться туда, где много солнца и тепла, где растут овощи и фрукты, где абрикосы не являются экзотикой. Выбор пал на Волгодонск.
В городе они прожили недолго. Однажды Святослав Викторович, не изменяя привычке, глянул в небо и увидел самолётик — легкомоторный самолёт, малой авиации типа «Бекас». Проследив взглядом, где приземлился самолёт Басов отправился следом. Прибыв к месту приземления, быстро нашёл общий язык с пилотами — люди одной профессии быстро понимают друг друга. Узнав кому принадлежит летательный аппарат, отправился к его владельцу — Максиму Анатольевичу Меркулову («Аэромакс») и предложил свои услуги пилота. На тот момент у Меркулова самолётов было ещё немного, но упускать возможность заполучить такого лётчика-профессионала он не собирался, тем более, что планы по расширению авиапарка были. И Максим Анатольевич с ходу предложил: «Садись. Полетели».
— От первого полёта на легкомоторном самолёте остались незабываемые впечатления. В большой авиации пилот больше ориентируется на показания приборов, а тут как в анекдоте. Пилот во время полёта говорит командиру судна: «У нас отказали все приборы». Командир: «Опять лететь по пачке «Казбека». Папиросы были такие, на пачках которых была нарисована карта. А на «Бекасе» приборов минимум, и предназначены они, в основном, для контроля работы двигателя. А больше там и не надо. Для меня поначалу это было странным. Летал раньше среди облаков и, что находится под крылом, определял по приборам. А тут — глянешь вниз — и вот она, земля с её сказочными видами, — рассказывает Святослав Викторович.
После того, как глава семьи вновь стал пилотом, Басовы расстались с городом и переехали в х. Потапов. Расстались без сожаления, а жизнь на земле встретили с радостью.
На вопрос, считает ли такой поворот удачей, Святослав Викторович ответил так: «Это не просто удача. Это подарок судьбы». Сожалеет пилот только об одном — что долгое время небо закрыто для полётов, в связи с началом специальной операции на Украине.
Н. Парфенова