История возникновения пасхального зайца

История возникновения пасхального зайца

В последнее время в нашей стране появилось много новых праздников и обрядов, пришедших с Запада. Вспомнить хотя бы Хэллоуин, День Св. Валентина, День Св. Патрика и другие, а с ними появились и новые герои и персонажи, новая символика.

Праздник Пасхи же для нас традиционный, и празднуется православными испокон веков. Куличи, пасхи, крашенки — их наши предки готовили давно. А вот подарки детям в виде зайчиков и кроликов — шоколадных, выпечки, мягких игрушек — незнакомы старшему поколению наших соотечественников. Кролик — персонаж, характерный именно для католической Пасхи и популярен в Западной Европе, особенно в Германии и Австрии. С этим животным связано множество легенд и поверий, как христианских, так и языческих.

История пасхального зайчика или кролика берёт свои истоки ещё с дохристианского периода. Кролик считался спутником англосаксонской богини с заячьей головой Эостре (кстати, от её имени и происходит английское Easter, Пасха) — покровительницы Весны и плодородия. Кролики славятся своей плодовитостью, и именно этим своим качеством преданный друг богини символизировал продолжение и обновление жизни.

У древних германцев существовала легенда, согласно которой богиня Оэстра нашла раненую птицу на снегу и, чтобы спасти ей жизнь, превратила её в зайца. Птица стала зайцем, но не утратила способности откладывать яйца. С той поры, заяц украшает эти яйца и дарит богине Оэстре в день прихода весны.

Образ зайца связывали с приходом весны и пробуждением жизни, так как именно весной, когда в лесах уже почти не добыть пропитания,  зайцы часто забегают в деревни и сады в поисках пропитания. И когда люди замечали зайцев на своих полях, они уже знали: близится Пасха.

Пасха у католиков приходится на первое воскресенье после полнолуния, следующего за днём весеннего равноденствия, а заяц как раз считается лунным животным.

Когда-то дети верили, что именно заяц приносит им пасхальные яйца. Так, зародилась давняя традиция печь на праздник Пасхи печенье или сдобу в виде фигурки зайчика и запекать внутрь него яйцо, иногда прямо в скорлупе. Такую выпечку путешественники и паломники брали с собой в путь. В народе также бытовало поверье, что зайцы, принесённые яйца не дарят открыто, а прячут в траве, в саду.

Поверье переросло в пасхальную игру, которая пришлась по вкусу и взрослым, и детям. Так, на Пасху взрослые прячут яйца по всему дому и саду, а детишки с восторгом носятся, пытаясь отыскать разукрашенные яркие яйца, а также шоколадные имитации. Такая игра популярна и сейчас во многих католических странах и известна как «Охота на пасхального зайца».

Шоколадные зайцы чрезвычайно популярны в Европе — все кондитерские фирмы, от маленькой лавочки до крупной компании, считают своим долгом, преподнести покупателям целую коллекцию шоколадных зайцев и яиц. Съедобные зайцы преподносятся и в качестве выпечки, и в виде марципана.

Языческая мифология — это часть культуры того или иного народа, наследие всего человечества. Однако, зачем эту мифологию, пусть и символично, делать частью празднования Пасхи Христовой? Ответ, я думаю, очевиден: как и День всех влюбленных, Хэлуин и прочие праздники, пришедшие с Запада — самое обычное зарабатывание денег.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Перейти к содержимому