Когда подолгу не бываешь в хорошо знакомых местах, некоторые детали и особенности поневоле как бы выпадают из памяти, подзабываются. Вот и на этот раз, проезжая недавно по автодороге Потапов-Рябичев-Пирожок, взглядом совершенно случайно выхватил недалеко от обочины шоссе скромный обелиск, расчищенную от снега дорожку к нему, венок у плиты. Сразу стало понятным, что памятник не забыт, что за ним ухаживают, несмотря на то, что место довольно пустынное — лишь примерно в полукилометре от трассы виднеются жилые дома хутора Морозов. Вот это и тронуло больше всего, ведь обелиск расположен не в центре населённого пункта, на виду у жителей, когда, хочешь-не хочешь, а порядок поддерживать надо. Здесь же память, так сказать, бескорыстная, а потому — настоящая.
Обелиск у хутора Морозов торжественно открыт в мае 2012 года на месте последнего неравного боя расчёта противотанкового орудия из 503 стрелкового полка 21-22 июля 1942 года, который сдерживал превосходящие силы фашистов в составе 20 мотоциклистов при поддержке восьми лёгких танков (танкеток). Советские артиллеристы сумели уничтожить четыре танка и трёх мотоциклистов, но и сами пали смертью храбрых в этой кровавой схватке.
В их числе был наводчик 45-миллиметрового противотанкового орудия Григорий Степанович Дзекунов, родом из Сумской области Украины, которого уже после войны долго и безуспешно разыскивали родственники и, в частности, родная сестра Григория Дзекунова Александра Степановна. К сожалению, многочисленные за-просы и письма во всевозможные инстанции ситуацию не прояснили и уже перед самой кончиной она передала эстафету поиска своему сыну — Виктору Алексеевичу Журавлёву,наказав непременно выяснить судьбу дяди — Григория Степановича Дзекунова.
Сын исполнил наказ матери. Виктора Алексеевича Журавлёва, в прошлом офицера Советской Армии, розыскные пути-дороги привели в наши края. Впервые в хуторе Морозов он побывал лет 13 назад, где повстречался с ещё живыми очевидцами того далёкого уже по времени боя, в частности, с Анной Никифоровной Кольцовой. Она, будучи 16-летней девчушкой, помнила, как её землячки, жительницы хутора Морозов — Екатерина Илларионовна Иванкова и Екатерина Семёновна Лобова хоронили, расширив воронку от снаряда, завёрнутых в плащпалатки погибших артиллеристов, предварительно забрав из карманов документы и фотографии, что и помогло впоследствии установить имена героев.
Впоследствии В.А. Журавлёв ещё несколько раз приезжал в хутор Морозов, в том числе — с дочерью, Екатериной. В мае 2012 года на месте последнего боя наводчика орудия Г.С. Дзекунова был торжественно открыт при большом стечении народа мемориальный памятный знак, за которым все эти годы бережно ухаживает семья заведующей Морозовским сельским клубом Галины Ивановны Китун.
Племянник погибшего героя — Виктор Алексеевич Журавлёв ныне живёт в Киеве, столице соседнего государства, отношения с которым у нашей страны сейчас известно какие. Но память людская границ не признаёт, и по признанию В.А. Журавлёва Галина Ивановна Китун и её семья стали для него и его родственников по-настоящему родными и близкими.
В принципе, так и должно быть, когда добро добром откликается.
И. Харченко
Здравствуйте! Благодарю за теплые и душевные слова.
Герои отдали жизнь, за нашу Родину, а мы должны чтить их
память и быть достойными их Великого Подвига. Время сейчас
для всех нелегкое, поэтому душевнное тепло и забота о
других приобретает первостепенное значение. Всем здоровья,
благополучия, стойкости! С берегов Днепра, из стольного града
Киева — Виктор Журавлев