Сложно себе представить человека, который бы не знал, что такое компьютерная игра. Специалисты отмечают, что история компьютерных игр насчитывает чуть более полувека — первые из них возникли в далёких 50-х годах. По определению, компьютерной игрой называется программа, которая служит для организации игрового процесса, связи с игровыми партнёрами или сама является партнёром. Нередко такие игры создаются на основе книг и фильмов. А с 2011 года в США компьютерные игры были официально признаны отдельным видом искусства. Государственная пропаганда и общественные стереотипы твердят, что видеоигры — это зло, которое делает детей агрессивными и гиперактивными. Некоторые родители настроены радикально против компьютерных игр. Они убеждены, что ребёнок станет зависимым от компьютера, испортит здоровье и заработает асоциальность до кучи.
Но в мире есть много абсолютно успешных, семейных взрослых геймеров, которые с малых лет проводили за играми часы и продолжают до сих пор.
Эти люди не стали проигрывать все деньги в онлайн-казино или закрываться в четырёх стенах. Они успешно сформировались, построили карьеру, реализовали себя в профессии, нашли друзей и создали семьи.
Компьютерные и консольные игры могут научить многому. Они развивают логическое мышление путём разгадывания головоломок. Они побуждают выучить на достаточно хорошем уровне английский язык, чтобы понимать сюжет даже без локализации. Они учат экономно тратить ресурсы, дают представление о разных исторических эпохах, показывают, что такое командная работа. Они стимулируют целеустремлённость, внимательность и умение доводить дело до конца.
И вряд ли, многие взрослые люди, имеющие проблемы, скажут, что вызваны они компьютерными играми. У них были другие источники.
Что приводит к тому, что игры начинают вредить ребёнку?
В первую очередь, это проблемы в семье. Родители слишком много работают и не уделяют малышу достаточно времени. Они не занимаются организацией досуга ребёнка. Возможно, мама и папа изначально сами решили отвлечь сына или дочь компьютером, а у малыша не осталось иного выбора. Или они и подали такой личный пример.
Корень практически любой проблемы в воспитании и развитии ребёнка следует искать в себе, в маме и папе.
Кроме того, ребёнок может сбегать в виртуальную реальность, если ему плохо в реальности обычной. Малышу скучно, его задирают в школе, он часто болеет, у него не получается играть с другими детьми. Велик шанс, что он захочет спрятаться в компьютерных вселенных. Там он почувствует себя в безопасности.
Нельзя запускать ребёнка, переставать интересоваться его жизнью, считать, что ему нужно лишь кушать, одеваться и спать. Иначе малыш может начать сбегать. И виртуальная реальность — ещё нехудший маршрут. Плохие компании по-прежнему существуют.
Чего делать нельзя?
Не пытайтесь отвадить ребёнка от компьютерных игр запретами: «Я сказала — нельзя, значит — нельзя» или «Тебе нельзя больше играть в игры, потому что я так решила».
Это не сработает. Запретное привлекает, а дети, отнюдь, не глупы. Они найдут способ поиграть в ваше отсутствие или у друзей, у одноклассников. Способы найдутся всегда, а проблему вы не решите, только настроите ребёнка против себя.
На что обратить внимание родителям?
Бить тревогу и обращаться к специалистам стоит, если:
1. Ребёнок проводит абсолютно всё время за компьютером или приставкой, не занимается ничем другим, запускает учёбу, подрывает своё здоровье.
2. Любые попытки отвлечь от игры или предложить другое занятие приводят к истерикам, которые невозможно остановить в течение нескольких часов.
3. Ребёнок приходит из школы или детского сада в подавленном настроении, постоянно грустит и только в любимой игре чувствует себя хорошо и комфортно.
Как поступить, если ребёнок постоянно играет в игры?
Сначала попробуйте понять — является ли это увлечением или проблемой. Попросите ребёнка рассказать о любимых компьютерных играх, об их сюжете, о том, что именно ему нравится. Внимательно выслушайте, задайте несколько вопросов, чтобы доказать своё небезразличие. Попробуйте поиграть вместе с ним или поприсутствовать во время игры. Постарайтесь сделать так, чтобы сын или дочь не стеснялись вас.
Если ребёнка действительно увлекает игра, он находит там что-то познавательное и интересное, чему-то учится, фантазирует — то в играх, как таковых, проблемы нет. Главное следить, чтобы кроме игр сын или дочь успевали заниматься учёбой и какими-то другими хобби. Предлагайте варианты сами, проявляйте инициативу, показывайте, что в реальности тоже много интересного.
Старайтесь угодить интересам ребёнка: не тащите на каток, если малыш предпочитает почитать книгу, не загоняйте в планетарий, если ребёнок хотел в цирк или океанариум. Уделяйте своим детям время, вовремя замечайте их плохое настроение и неудовлетворённость жизнью, корректируйте эти признаки — и вы снизите вероятность того, что ваш малыш попадёт в какие-то негативные зависимости и дурные компании.
С.В. Бекаева, заведующий Библиотечным центром правовой и краеведческой информации МБУК ВР «МЦБ» им. М.В. Наумова