15 февраля исполняется 35 лет со дня вывода ограниченного контингента Советских войск из Афганистана. В числе этого контингента воевало немало парней из Волгодонского района. Один из них — житель пос. Прогресс Владимир Александрович Сысоев.
Просьба дань интервью корреспонденту районной газеты «Романовский вестник» его очень удивила, потому что, как он сам говорит: «В боях участия не принимал, подвигов не совершал». Всё, вроде бы, так, но он — вчерашний школьник, служил в чужой по духу, обычаям и мировоззрению населения стране, честно исполняя свой воинский долг. А столкнуться с неприятностями, способными унести здоровье, а то и жизнь, у военных водителей, в Афганистане было предостаточно. С этим Владимиру Александровичу Сысоеву спорить было трудно, потому что он потерял на афганской войне друга, тоже водителя, которого застрелил снайпер во время одного из рейсов через перевал Саланг.
После окончания школы Владимир Александрович получил профессию сварщика в одном из училищ Волгодонска, затем по направлению из военкомата прошёл обучение в автошколе. 20 апреля 1986 года он отметил свой восемнадцатый день рождения, а спустя три дня ушёл служить. Призыв был, так называемый, ленинский, что значило 100% отправку в Афганистан.
— Вместе со мной из нашего района уходили служить ещё три человека. Вначале мы три месяца провели в «учебке» г. Самарканд, после этого нас самолётом отправили в Кабул. «Косить» от армии в то время было занятием непопулярным, и даже мыслей у нас таких не возникало. В Кабуле нас всё удивляло — чужая страна, где всё другое, например, жара сорок градусов, которая переносится легче из-за сухого климата, чем у нас двадцать пять. Служили в отдельном батальоне материального обеспечения ВВС, но в разных ротах. До-ставляли авиабомбы от границы Советского Союза до Баграма через перевал Саланг. Когда неподалёку служит земляк из своего района — и на душе теплее.
— Первый год службы в рейсы я не ходил: меня оставили в ремонтных мастерских батальона, потому что имел профессию сварщика. Потом водителей стало не хватать — и меня посадили за руль КамАЗа, — рассказывает Владимир Александрович.
Необходимо отметить, что до службы опыт вождения у Владимира Александровича был совсем небольшим — 100 км. в автошколе и 500 км. в «учебке» — и это в теории, а на практике и этих километров не набегало. А дороги в горах Афганистана очень сильно отличаются от наших родных, российских.
Перевал Саланг в горах Гиндукуш — одних из самых высоких в мире, имел важное стратегическое значение, обеспечивая бесперебойное снабжение войск ограниченного контингента всем необходимым. Саланг часто называли дорогой жизни. А в переводе Саланг означает — «суровый»: и перевал оправдывает своё название. Летом в долинах у подножия температура сорок градусов жары, на перевале всего плюс восемь. Зимой перевал засыпан снегом, высота которого в некоторых местах достигает двух метров. А ещё по горам гуляет сильный ветер и мороз. И в любое время года ощущается недостаток кислорода из-за разряженного воздуха, ведь высота перевала почти 4 км. над уровнем моря. И всегда есть опасность схода лавин, камнепадов, осыпей. Тут не каждый подготовленный альпинист выдержит, а наши солдаты без всякой подготовки — сели, поехали, потому что «надо».
Дорога через перевал Саланг — узкая «бетонка», на которой двум машинам не разъехаться, крутые повороты, затяжные спуски и подъёмы. Гениальное название кто-то придумал для таких участков дороги — «серпантин». Общего у них с весёлым ёлочным украшением — только способность к закручиванию. Обочины, чаще всего, с одной стороны- скалы, с другой — обрывы в пропасть.
— Рейс — 500 км в одну сторону и 500 км в другую, а всего 1000. По обычной дороге это расстояние можно проехать часов за десять-двенадцать. А наши колонны летом преодолевали его за три дня. Зимой рейс мог растянуться и на две недели. Представляете скорость движения? А по-другому нельзя. Зимой почти всегда обледенение, мороз и сильный, ледяной ветер. Ветер в горах — одно из самых неприятных явлений: сколько на себя одежды ни надень, всё равно продувает до костей.
Если с обледенением не помогали справиться специальные цепи на колёсах, в дело вступали танки или БТР, которые всегда сопровождали колонну КамАЗов. Они просто выталкивали наши машины.
По определённым дням недели колонны шли к границе Союза, по другим — в обратную сторону с грузом — возможность разъехаться со встречной машиной была нулевой. Немалой проблемой становились и поломки, потому что не на каждом участке трассы можно совершить объезд. Да и поломанную машину с водителем в одиночестве не оставишь.
В рейсах питались сухими пайками. Однажды решили картошку сварить на костре — и ничего у нас не вышло. Вода кипит, а картошка не варится из-за разряженного воздуха: недаром же перевал Саланг считается самым высоким в мире. Необычные места, по-своему красивые — едешь, а облака внизу плывут. Да, чужая это красота и душу она мало трогает. Хотелось домой. А любоваться пейзажами на такой дороге, требующей постоянного повышенного внимания — себе дороже.
Напряжение было огромным, а страха, как такового, не было, или мы старались не думать об опасностях. Или просто молодость, которой свойственно убеждать сознание — со мной ничего плохого не случится.
Когда добирались до середины тоннеля в горе, построенного ещё в 1958-1964 годах московскими метростроевцами в качестве помощи дружественному афганскому народу, мигала зелёная лампочка, которая служила сигналом о начинающемся спуске. Если резко приходилось спускаться (а бывало по-всякому) уши закладывало, как в самолёте, и отпускало только в долине, — рассказывает Владимир Александрович Сысоев о своей службе в Афганистане.
Но служба — это не только тяготы и лишения, но и отдых, нехитрые солдатские развлечения.
— Из развлечений у нас было кино два раза в неделю, если погода позволяла. Кинопроектор демонстрировал фильмы на экран — стену жилого фанерного модуля, покрашенную белой краской. Летом, если начинался сезон пыльных бурь, экрана становилось не видно. Пыльные бури в Афганистане — изматывающая вещь. Пыль и песок везде — в волосах, глазах, в носу и во рту. Как у нас зимой наметает снега, так в Афганистане летом — песок и пыль. Видели, наверняка, в репортажах об армии аккуратно заправленные постели солдат, с ровненько стоящими на них подушками. А мы свои подушки под одеяла прятали от пыли, и всё равно перед сном приходилось всю постель вытряхивать. Еда в столовой была «приправлена» песком и пылью. Песок и пыль были вездесущи — и этот «враг» в Афганистане непобедим.
За время службы один раз был в Кабуле. На весь город — четыре светофора! А правила дорожного движения сводятся к следующему — у кого машина мощнее, у того и прав больше.
Общение с местным населением было нечастым и на уровне «купи-продай». Они нам постоянно предлагали что-нибудь купить и готовы были у нас купить всё, даже старые солдатские ремни. В Афганистане я впервые купил и попробовал «фанту». Причём, стеклянные бутылки, куда она была налита, как мне показалось, были ценнее содержимого. При переливании «фанты» в другую емкость и возврата бутылки продавцу, он мог продать следующую бутылку со значительной скидкой, почти даром.
В «самоволку» мы не бегали. Не в горы же бежать. Тайно, через дыру в колючей проволоке, проникали в расположение соседней вертолётной части. У них клуб хороший был, и кино показывали каждый вечер — как тут удержаться? Но «самоволками» это не считалось, — делится воспоминаниями Владимир Александрович.
Бывший солдат считает, что на службе ему повезло — он живым вернулся на Родину. Приобретя опыт вождения большегрузных машин в горной местности, на «гражданке» Сысоев мог бы устроиться на работу водителем на любое предприятие, но он не стремился вновь сесть за баранку. Через три месяца после демобилизации пошёл работать монтажником на АЭС, затем трудился в ДРСУ х. Рябичев. Окончив курсы в Новочеркасском пищевом техникуме, стал машинистом холодильных установок в винсовхозе пос. Прогресс. В перестроечные годы, когда не стало работы в районе, довелось поездить и по вахтам.
Сейчас Владимир Александрович уже на пенсии. Здоровье не позволяет иметь большое хозяйство на собственном подворье. Супруги — Владимир Александрович и Валентина Александровна Сысоевы довольствуются малым. Впрочем, это с какой стороны посмотреть. Не у каждого во дворе встретишь три собаки и двух котов, некогда бывших бездомными. Всю эту шерстяную фауну пристроили Сысоевым, что называется, в добрые руки. У супругов не только добрые руки, но и добрые сердца.
Н. Парфенова
Фото из семейного альбома