С 1 сентября все детские сады страны и дошкольные организации перешли на новую федеральную образовательную программу, которая является стратегическим ориентиром образовательной политики государства и позволяет реализовать несколько основополагающих функций. Первым пунктом программы значится: обучение и воспитание ребёнка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности.
Многих работников дошкольного образования Волгодонского района новые требования совершенно не смутили — и им не придётся коренным образом перестраивать свою работу с детьми. Они и до принятия и озвучивания новой программы стремились следовать этим принципам. Одна из них — воспитатель старшей группы «Теремок» детского сада «Аленький цветочек» (ст. Романовская) Ирина Валерьевна Радченко, которая на августовской педагогической конференции была награждена Благодарственным письмом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области.
На протяжении всей трудовой деятельности (а стаж Ирины Валерьевны более 30 лет) она учила своих воспитанников любви к Родине, ненавязчиво и незаметно. Малыши даже не подозревали, что учатся.
— Чтобы ребёнок вырос настоящим гражданином своей страны, трепетно относился к Родине, начинать нужно с малого. Вначале привить любовь ко всему, что малыша окружает на данный момент. И главное чувство, которое должно зародиться в нём, что это всё — моё родное. Любой человек с большим энтузиазмом защищает, бережёт и стремится сделать лучше своё, родное. Это во всех нас заложено на подсознательном уровне. И тем более с этим чувством он ничего не будет разрушать и портить. Вначале детский сад, потом родная станица, край, страна. Всё должно быть моё родное, — уверена Ирина Валерьевна.
Слова у воспитателя Радченко, выпускницы педколледжа Волгодонска с делом не расходятся. Вот один маленький, но яркий и показательный пример. Этой весной ребята старшей группы совместно с воспитательницей на территории садика посадили цветы и в течение лета ухаживали за ними. Некоторые коллеги вначале остерегали Ирину Валерьевну: «Смотри, как бы ни посчитали такие воспитательные приёмы эксплуатацией детского труда». Но Ирина Валерьевна рассудила так — детям нравится, родители не возражают и, значит, нарушений не усматривается. Детям это не только нравится, они гордятся результатами своего труда, любят свой цветник. И никаких — «ой, я нечаянно цветок затоптал, поломал» и прочее никогда не было. Малыши не только сами ведут себя как должно, но и делают замечания, поступающим иначе. Став взрослыми, получившими правильное воспитание, эти дети никогда не пройдут по газону, не бросят мусор на цветочную клумбу.
Вот так, без лишних слов, громких фраз и призывов, Ирина Валерьевна научила детей любить место, где они живут. Малыши, действительно, живут в садиках, ведь немалая часть времени, проведённая ими дома, отводится на сон и в воспитательных целях не используется.
В новой программе как основополагающая функция значится приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социально культурным ценностям российского народа, воспитание знающего и уважающего историю, культуру своей семьи, большой и малой Родины человека.
— Воспитывать детей можно на многом. Вернее, всё является воспитанием. Стихи, песни, сказки и даже игрушки. В деле воспитания мелочей не бывает. Любая мелочь может оказаться существенным воспитательным фактором. Что наиболее привлекательно для малыша? Игрушки, глянув на которые, очень часто хочется воскликнуть: «Ой, что это?» А ведь кукла Варенька, одетая в русский костюм — это уже история, доступная для понимания ребёнка. Именно Варенька, Катенька или Анечка, а не зарубежная Барби. К сожалению, в этом случае воспитатель бессилен. Прилавки магазинов заполонили непохожие ни на что существа. Или взять, к примеру, рисунки на детских футболках, которые никак не способствуют развитию традиций нашей страны. Не призываю одеть всех в футболки с российским флагом, но и то, что можно сейчас часто увидеть на одежде, положительных эмоций не вызывает, — делится мыслями Ирина Валерьевна.
У Радченко сложилось полное взаимопонимание с родителями своих малышей, которых она активно привлекает в процесс воспитания любви к своей малой Родине. К прошлому дню рождения станицы дала задание побывать с детьми в интересных местах Романовской и сфотографировать их. Потом из снимков был сделан коллаж, который стал победителем конкурса. Его показывали на большом экране в день станицы. Радостные эмоции по этому поводу у детей зашкаливали. И была достигнута другая цель — ребята узнали, как много красивых мест в родном краю и как они интересны.
Не пренебрегает Ирина Валерьевна и таким воспитательным приёмом, как чтение сказок. Происходит это перед сном. И малыши, обычно не любящие тихий час, во время которого нужно лежать тихо, пока не заснёшь, ждут его, ведь будет сказка. А какая именно, определяет тот ребёнок, у которого не было замечаний по поведению. По ходу чтения Ирина Валерьевна объясняет непонятные слова и выражения, а это уже образовательный процесс. Радченко сама большая любительница чтения и прививает эти нужные качества ребятишкам, отлично зная, как мало сейчас книгочеев.
Воспитание любви к Родине для Ирины Валерьевны — не только современные требования, определяющиеся должностными инструкциями. Собственные дети (а их в семье Радченко пятеро) воспитаны в том же духе. Сын Андрей, вернувшийся со «срочной» службы старшим сержантом, после начала СВО на Украине почти сразу же записался добровольцем, заслужил две награды: медаль «За храбрость в бою» и медаль «За ратную доблесть», был ранен.
Дочь Карина пошла по стопам мамы, стала воспитателем. Валерия сейчас студентка Воронежского университета, будущий химик-биолог, параллельно получает профессию учителя биологии. С полным правом можно говорить о педагогической династии, к тому же, и мама Ирины Валерьевны Тамара Андреевна Фейльмефгер тоже педагог.
Ирина Валерьевна мечтала с юности работать с детьми, но не с такими маленькими. Но судьбе, расставляющей всё на свои места, виднее — и воспитатель благодарна ей за это. Работая с малышами, она обрела своё призвание. И.В. Радченко трудилась в детском саде «Одуванчик» Волгодонска воспитателем и логопедом в садике «Чайка» хутора Лагутники и полтора года, как воспитывает маленьких романовцев.
Зная о том, как непросто было Ирине Валерьевне добираться до места работы, удивилась, почему она столько времени не пыталась устроиться поближе к дому.
— Место работы для меня становится моим родным и мне непросто с ним расстаться, — признаётся Радченко.
Пословица «Знания на спине не носить», как нельзя лучше характеризует воспитателя детского сада «Аленький цветочек», потому, что профессия учителя логопеда и учителя дефектолога, по сути, ей была не очень и нужна. На прохождение тестов для поступления в филиал Московского открытого социального университета в Волгодонске она пошла с подругой, мечтавшей о профессии логопеда. Но, когда преподаватель предложил и ей пройти тесты, согласилась. Со всеми заданиями справилась блестяще и стала студенткой, с успехом окончившей учебное заведение.
— Профессия логопеда оказалась на удивление интересной, а полученные знания полезными. Многие приёмы из арсенала логопедов помогают мне в работе воспитателя. К примеру, если ребятам не удаётся запомнить стихотворение, мы его рисуем. «Травка зеленеет, солнышко блестит» — нарисованное стихотворение запоминается быстрее и, что тоже немаловажно, при таком подходе развивается образное мышление. Научить человека правильно пользоваться своим речевым аппаратом гораздо проще в раннем возрасте. У нас это происходит и целенаправленно, и между делом — в процессе игры. Правильное произношение моего имени и отчества уже речевое упражнение для малышей. Две буквы «р», в стоящих рядом словах, у многих поначалу вызывают затруднения, — рассказывает Ирина Валерьевна.
Свой профессиональный праздник Ирина Валерьевна Радченко, как и её коллеги, встретила на рабочем месте. Мы желаем воспитателям и всем работникам дошкольных учреждений, чтобы их трудовые будни были наполнены самыми радостными эмоциями. Счастья и здоровья вам, воспитывающим подрастающее поколение от которого зависит будущее нашей страны.
Н. Парфенова