По итогам 2022 года российские аграрии собрали рекордный урожай зерновых — 150 млн тонн, включая пшеницу, ячмень, кукурузу и другие злаковые культуры, а также около 26 млн тонн масличных. Этого достаточно, чтобы полностью обеспечить потребности внутреннего рынка.
По оценкам старшего научного сотрудника Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук (ИНП РАН) Дмитрия Ползикова, внутреннее потребление зерна составит примерно 85 млн тонн, а на экспорт может быть отправлено до 65 млн тонн.
Реальные объемы экспорта зерновых в 2023 году, вероятно, окажутся ниже — порядка 50-55 млн тонн. Однако и эти показатели соответствуют рекордному уровню 2018 года и существенно превышают результаты 2021 и 2022 годов, когда за рубеж вывозилось около 40-45 млн тонн.
Закрома Родины
«Россия занимает первое место в мире по объему экспорта пшеницы, второе — по экспорту подсолнечного и рапсового масла, третье — по экспорту ячменя. Политика развития сельского хозяйства в России показывает свою эффективность — увеличились площади посева зерновых культур, а также расширился круг партнеров по экспорту продовольствия», — отметила заместитель руководителя департамента логистики и маркетинга Финансового университета при Правительстве РФ Дарья Швандар.
Дмитрий Ползиков считает, что переходящие запасы зерновых и масличных на конец 2022 года могут достигать 100-110 млн тонн. Эта оценка соответствует емкости имеющихся хранилищ. Однако, по его мнению, текущая ситуация показывает необходимость активного развития инфраструктуры хранения в среднесрочной перспективе.
Дарья Швандар полагает, что излишки зерна могут быть реализованы на внешних рынках. По ее словам, основой экспорта являются межправительственные внешнеторговые контракты, биржевые фьючерсы и споты, которые предполагают обязательную поставку продукции в установленные сроки.
«Санкции западных партнеров не способны лишить российских поставщиков доступа на рынки ближневосточных, африканских и азиатских стран. Более того, сейчас формируются новые логистические каналы экспортных поставок зерна. Одним из современных решений логистики являются совместные проекты зерновых хабов России и Турции для реэкспорта российской продукции», — сказала собеседница портала.
Другие отрасли сельского хозяйства также показывают положительную динамику. По предварительным оценкам Минсельхоза, в организованном секторе (сельхозорганизации и фермерские хозяйства) валовый сбор картофеля повысился на 9% (до 18,619 млн тонн), а других овощей «борщевого набора» на 2%. В 2023 году стартует разработанный Минсельхозом федеральный проект, который предусматривает стимулирование производства овощей и картофеля, а также строительство современных овощехранилищ.
По оценкам Дмитрия Ползикова, экономика предприятий животноводческого сектора в 2022 году складывалась более благоприятно, чем в 2021-м, благодаря низким внутренним ценам на зерно (и, соответственно, комбикорм). В себестоимости производства мяса затраты на корма доходят до 70%. В условиях снижения затрат по этой статье расходов и жесткой конкуренции на внутреннем рынке в последние месяцы 2022 года отмечается снижение оптовых цен на свинину и мясо птицы.
По итогам 2022 года ожидается увеличение производства мяса на 5-6%, в том числе свинины на 7-8% и мяса птицы на 4%.
Также эксперт указал на продолжающийся рост товарного производства молока и сложности сбыта молочной продукции. Цены на нее выросли, что при снижении доходов населения делает спрос на молочном рынке неустойчивым.
Как сообщили в Российском птицеводческом союзе, производство яиц по результатам года может увеличиться на 1,8% — до 45,7 млрд штук. При этом самообеспеченность куриным яйцом в стране составляет 99,6%.
Еды хватит на всех
Опрошенные редакцией эксперты сходятся во мнении, что дефицита продовольствия в стране быть не может, так как отечественное производство полностью удовлетворяет потребности внутреннего рынка.
«В этом году у нас очень хороший урожай практически по всем категориям сельскохозяйственной продукции, а это значит, что российский рынок гарантированно будет обеспечен всем необходимым. Мы сами выращиваем пшеницу, сахарную свеклу, картофель; фактически, находимся на конечном этапе локализации по всем видам продовольственных товаров», — подчеркнул директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.
Он также добавил, что внушительные объемы запасов сельскохозяйственной продукции смогут перекрыть относительный дефицит доходов населения. В связи с этим продовольственная инфляция в России в 2023 году будет ниже, чем в 2022-м.
«На динамику цен на продовольственном рынке влияет несколько факторов: объемы внутреннего производства, цены на глобальном продовольственном рынке, курс рубля, политика регулирования аграрного экспорта. Большая часть этих факторов в 2023 году будет ограничивать инфляцию в стране», — резюмировал старший научный сотрудник ИНП РАН Дмитрий Ползиков.
Георгий Остапкович отметил, что геополитический кризис, безусловно, повлияет на отечественную экономику, однако россияне не пострадают от мировой нестабильности.
«Даже при самых худших раскладах мы со своими разработками в области семеноводства, животноводства проживем без особых потерь. Чтобы минимизировать издержки, сейчас нужно вкладывать усилия в биологию, генную инженерию, создание новых видов семян», — пояснил собеседник портала.
По его мнению, прогнозируемая инфляция существенно не повлияет на уровень жизни граждан. Более того, для повышения доступности продовольственных товаров государство регулярно увеличивает социальные выплаты семьям с детьми, инвалидам, пенсионерам и гражданам с низкими доходами.
Объявление.рф