Крещение Господне, Святое Богоявление и Просвещение
Каждое из этих названий раскрывает нам особый смысл сегодняшнего события.
Евангелие повествует, что прежде Крещения Господня на Иордан к Иоанну Предтече стекалось множество народа, чтобы креститься от него. В чем же различие между Крещением установленным Спасителем и до сего дня совершаемым в Церкви, и крещением Иоанновым? Это различие заключается в том, что крещение совершаемое Иоанном было предуготовительным крещением покаяния. Оно не давало совершенного очищения от греха и не сочетало человека с Богом, а лишь подготавливало его к принятию Спасителя. Как говорит об этом апостол Павел: «Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть Иисуса Христа» (Деян. 19, 4). Однако уже крещение Иоанново (по-гречески «baptiso», что дословно означает «погружение») содержит в себе символ смерти для прежней греховной жизни, и восстания для новой жизни в Боге. Подобными прообразами Крещения в Ветхозаветной истории являются всемирный потоп и прохождение бежавших из Египта израильтян сквозь воды Чермного (Красного) моря.
Крещение Господне со всей очевидностью свидетельствует о необходимости крещения для спасения, ведь если Сам Христос приемлет его, то что говорить о нас грешных. Но все же, почему же безгрешный Господь, не имевший в этом нужды, принимает крещение от Иоанна? В Крещении Господнем происходит нечто иное, нежели в крещении обыкновенных людей. Когда Предтеча Господень Иоанн, крестил израильтян в покаяние, иорданские воды как бы вбирали в себя грех человеческий, когда же в Иордан погрузился Христос, Он уничтожил всю скверну греховную и освятил воды, сделав их купелью Крещения для всех желающих спасения на все времена до скончания мира. Как говорится в молитве на Великое освящении воды: «Ты Иорданския струи освятил еси, с небесе низпославый Святаго Твоего Духа, и главы тамо гнездящихся сокрушил еси змиев…
Интересный прообраз того, что с пришествием Христовым иорданские воды станут источником спасения для всех народов уверовавших во Спасителя содержится в Четвертой Книге Царств. В ней повествуется как задолго до пришествия Спасителя в Иордане от проказы исцелился чужеземец — сановитый сириянин: «И прибыл Нееман на конях своих и на колеснице своей, и остановился у входа в дом Елисеев. И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист. И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу; разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе. И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой, [если] [бы] что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? а тем более, когда он сказал тебе только: «омойся, и будешь чист». И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился. И возвратился к человеку Божию он и все сопровождавшие его, и пришел, и стал пред ним, и сказал: вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля!».
День Крещения был именно тем днем, когда Христос вышел на проповедь, и явил Себя миру. В этот день ему исполнилось 30 лет, а согласно ветхозаветной традиции мужчина не имел права учить до наступления тридцатилетия. Поскольку по логике день Крещения Господня совпадает с днем Его Рождества, в древности эти два события праздновались одновременно. Но так как день Богоявления требовал особого внимания, он был выделен в отдельный праздник.
Богословское же значение Богоявления относится к явленному в этот день новозаветному откровению о Святой Троице: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». (Мф. 13, 16-17). Присутствовавшие при Крещении видели Христа — воплощенное Слово, Духа Божия, сходящего на Него в образе голубя, и слышали небесный глас Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
В день Крещения Господня во всех православных храмах совершается Великое освящение воды, которую верующие берут с собой для окропления своих жилищ и хранят на протяжении всего года, с благоговением используя эту святыню в своих нуждах. Известно, что Крещенская вода не подвержена порче и в церковном обиходе именуется «Великой агиасмой (греч. святыня)». Господь через Свою Церковь обильно подает святыню во спасение души и тела, но нет пользы от святыни тем, кто пренебрегает учением церковным. «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец», — говорят светильники Церкви.
Крещение и Богоявление являются праздником Просвещения мира его Создателем. Спаситель явил себя миру, освятил воды, сделав их купелью Крещения и просветил мир благодатию Духа Святаго и откровением о Божестве едином в Трёх Лицах.
Будем же в сей день радоваться о просвещении душ наших Светом Истины, который да не оставит нас молитвами Пречистой Божией Матери, пророка предтечи и крестителя Господня Иоанна, и всех святых. С Праздником братья и сестры!
Настоятель храма Архистратига Михаила, иерей Петр Зайков
Расписание богослужений в храме Архангела Михаила в Праздник Крещения Господня
18.01.2020 г. суббота – 15.00 — Всенощное бдение.
19.01.2020 г. воскресенье — 07.30 — Часы 3,6.; в 08.00 — Праздничная Божественная Литургия.
По окончании Литургии крестный ход до пляжа ст. Романовская, где будет совершено Великое освящение воды.