У любви свои законы
Что такое любовь? На этот вопрос ещё не найден однозначный ответ, хотя мудрецы по этому поводу целые трактаты сочинили. Жителю х. Холодный Василию Ивановичу Грушко этот вопрос не раз задавали внуки. И у него есть ответ на него.
— Женись. Проживи вместе с супругой 60 лет — это и есть любовь, — говорит В.И. Грушко.
Недавно Василий Иванович и Нина Ивановна Грушко отметили бриллиантовую свадьбу. Наряду с друзьями и родственниками своих подопечных поздравила социальный работник ЦСО Волгодонского района Людмила Николаевна Хухлаева, которая и рассказала об этой замечательной семье редакции районной газеты.
Перед началом разговора с корреспондентом Василий Иванович протянул снимок более чем 60-летней давности, со словами: «Ну, разве можно не полюбить такого?!». Действительно, бравый казак смотрит на нас с фото — рост, разворот плеч, орлиный взор (впрочем, взгляд у Василия Ивановича остался прежним). И вот такому орлу пришлось немало уговаривать миловидную, худенькую, небольшого росточка девушку со средней полосы России выйти за него замуж. И через 60 лет на вопрос — «Кто у вас глава семьи?» без раздумий и колебаний, уверенно отвечает — «Нина Ивановна. Она строгая».
В истории их знакомства, вроде бы, нет ничего примечательного, но встреча была судьбоносной, предопределившей течение всей дальнейшей жизни. После службы в армии Василий Иванович Грушко приехал в Волгодонск из Краснодарского края, в гости к сестре. Задерживаться не собирался, потому что были планы уехать в Тюмень, где служил «срочную». После встречи с избранницей своего сердца надобность, куда-либо ехать, отпала сама собой. Зачем нужны дальние края, если счастье здесь — рядышком.
Нина Ивановна на Дон приехала из Пензенской области, по распределению, после окончания ремесленного училища и трудилась на птицефабрике, в пос. Солёный. И тоже поняла, что после встречи с Василием Ивановичем домой она не вернётся.
Восторга по поводу его невесты родственники Василия Ивановича не разделяли. Критерии женской красоты в шестидесятых годах прошлого века, сильно отличались от современных. Привлекательными считались крепкие, «кровь с молоком» девушки. И присмотрели Василию Ивановичу именно такую, да ещё и с влиятельными родственниками.
— А мне, кроме Нины, никто был не нужен. Каждое прикосновение к её руке, легонькое объятие за плечи (большего я себе не позволял) — как разряд тока. Иду вечером с работы, а в комнатушке, где она жила окно горит — и такая радость на душе, что и словами не выразить, — вспоминает В.И. Грушко.
После свадьбы молодые некоторое время пожили в юрте — благоустроенных квартир в молодом, строящемся городе не хватало. Потом получили комнату с подселением, потом — отдельную квартиру. Василий Иванович работал водителем на АТК-6, химзаводе. Нина Ивановна, окончив курсы, трудилась бухгалтером. Привычные с детства к труду, супруги каждую весну сажали 6 соток огорода, занимались пчеловодством. Они вырастили двоих сыновей, один из которых отстаивал интересы Родины в Афганистане.
В хутор Холодный супруги Грушко переехали 30 лет назад, после выхода на пенсию. Ещё были силы — и супруги обзавелись обширным хозяйством: сад, огород, домашние животные, птица. И себе подспорье, и детям, и внукам помощь.
— А сейчас мы без помощи уже не можем, особенно я — инвалид 2 группы. Навещают дети и внуки — их у нас пятеро. И уже четверо правнуков. Благодарны за помощь соцработнику, безотказному человеку — Людмиле Николаевне Хухлаевой. И всё же, главная моя опора и поддержка, которая всегда рядом и никогда не оставит в любой жизненной ситуации — Нина Ивановна. Мне очень повезло с женой, — сказал В.И. Грушко.
Н. Парфенова