Первая строчка некогда популярной песни «С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре…» не потеряла актуальности и сегодня. Именно в школе, с раннего возраста можно привить любовь к родному краю. И значит, в деле воспитания у молодого поколения тёплых чувств к своей стране большая ответственность возлагается на учителей.
Житель х. Пирожок, почётный работник образования Российской Федерации, обладатель знака «Отличник народного образования», Валерий Федотович Чумак, всю жизнь посвятил, тому, чтобы для мальчишек и девчонок слово Родина было не пустым звуком.
Валерий Федотович 24 года был директором Пирожковской школы. Сейчас он на заслуженном отдыхе и признаётся, что школа до сих пор его не отпускает — снится ночами. А происходит это потому, что Валерий Федотович Чумак всегда был влюблён в свою профессию. Эта любовь настигла его случайно и неожиданно, ведь он не только не мечтал о работе с детьми, но даже не рассматривал такой вариант. Но как говорится — «не было бы счастья, да несчастье помогло».
— Родился я в селе Колонка Белокалитвинского района, которое на тот момент можно было назвать захолустным. Достаточно сказать, что в соседний городок Гуково роженицу — мою мать повезли на лошади, проваливающейся по брюхо в снег. Стояли суровые крещенские морозы.
Мой отец — бригадир шахтёрской бригады, кавалер орденов «Шахтёрская слава» всех трёх степеней. Мать работала поваром. И, естественно было бы предположить, что и моя жизненная дорога поведёт меня по стопам отца. После 8 класса я поступил в Пухляковский сельскохозяйственный техникум, самое ближайшее к дому учебное заведение. Очень быстро поняв, что это не моё — оставил учёбу.
Затем года полтора работал на шахте слесарем парового хозяйства и даже получил 4 разряд. Продолжил учёбу в профтехучилище г. Енакиево Донецкой области. Окончил его экстерном, сдав экзамены на отлично и получив профессию помощника машиниста тепловоза. И ушёл отдавать долг Родине: служба в армии — долг и почётная обязанность каждого мужчины. Служил в ракетных войсках стратегического назначения, — рассказывает В.Ф. Чумак.
Служба в армии, а точнее — некоторые обстоятельства, подорвавшие здоровье, и сыграли основную роль в дальнейшей жизни, закрыв путь во многие профессии. После демобилизации отличнику боевой и политической подготовки, сержанту Чумаку, предложили преподавать начальную военную подготовку в школе г. Енакиево, что повергло его в шок. Но Валерий Федотович ответил согласием, потому что не привык отступать перед трудностями. Да, и работать где-то было нужно, ведь в то время неработающего человека порицали и осуждали. Не работать было стыдно.
И вот, молодой высокий, стройный, подтянутый с густыми вьющимися волосами, учитель, составив предварительно подробнейший конспект урока, решительно вошёл в класс. И как отреагировали ученики, особенно прекрасная половина класса, будучи всего на несколько лет моложе учителя!? Да, во все времена девушки на симпатичных парней реагируют одинаково — были и провокации, и проверка на твёрдость характера. Валерий Федотович все «испытания» выдержал. Учитель и ученики стали друзьями. А это непросто. Не каждому дано построить дружеские отношения и при этом не допустить фамильярности, панибратства и добиться от учеников выполнения всех требований, соблюдения дисциплины. Валерия Федотовичу это удалось.
Уроки НВП старшеклассники обожали. Из 42 школ, команда школы № 29, где трудился Валерий Федотович, на любых соревнованиях была лучшей и всегда занимала первые места. Ребята смотрели снисходительно на тех, кто начинал бахвалиться меткой стрельбой, заявляя, что попадёт из винтовки в пятикопеечную монету. Их результаты уже давно стали выше. Вместо мишени они вешали ручные часы (по тем временам вещь дорогую и не всем доступную) и посылали пули, как можно ближе к ремешку и корпусу, не задевая их. Достигалось это ценой упорных занятий и тренировок.
Поняв, что педагогика — это его истинное призвание, В.Ф. Чумак закончил педагогический институт в г. Славянск, общетехнический факультет. Валерий Федотович не расставался со своими учениками даже на время каникул. Летом он всегда был начальником лагеря труда и отдыха, что способствовало ещё большему сплочению учителя и учеников. Директор школы любил шутить по этому поводу — «Ты у меня пожизненный начальник лагеря», — говорил он. Лагерь постоянно числился в списке передовых.
Что ещё нужно человеку для счастья, если любимая работа ладится, с коллегами прекрасные отношения, в семье мир и взаимопонимание? Пожалуй, и ничего. Всё это у В.Ф. Чумак было, и что-либо менять в жизни он не собирался. Но вмешался его величество случай.
Поехали супруги — Валентина Ивановна и Валерий Федотович Чумак на свадьбу к племяннице главы семьи в х. Пирожок…
— Хутор нас с женой очаровал. Три прекрасные речки, впадающие в Дон, обилие птиц — стрепетов и лебедей, последние до сих пор ещё встречаются, но уже не в таком количестве. И климат для моего здоровья оказался более подходящим. Вначале, вроде, как о несбыточным, я сказал: Не отказался бы я здесь пожить». Потом мы с супругой, тоже педагогом, уже серьёзно обсудили этот вопрос и решили обратиться в отдел образования Волгодонского района по поводу трудоустройства. Нас заверили в том, что кадры потребуются в новую, только что заложенную школу в х. Пирожок. С тем мы и уехали домой.
Спустя некоторое время, получили телеграмму от моей сестры следующего содержания: «Срочно приезжай. Назначен директором». Честно скажу, смысла этого текста мы не уловили. Решили, что вновь назначенный директор школы возражает против наших кандидатур и этот вопрос требует срочного решения. По приезду выяснилось, что директором школы назначили меня, отсюда и такая спешка, — говорит В.Ф. Чумак.
Вот так Валерий Федотович стал директором ещё непостроенной школы — и её строительство стало его главной заботой. Он признался, что после 14 лет работы в школе г. Енакиево, расставаться с учениками и коллегами было жаль, но решение было принято.
Для новой школы нужно было «доставать», «выбивать» стройматериалы, мебель, учебные пособия и т.д. А это было непросто. К тому же, новому директору, для своей школы хотелось самого лучшего, красивого и качественного. Школа для Валерия Федотовича с первых дней стала своей, родной.
Ввода учебного заведения в эксплуатацию ждали около 200 учеников и их родители. Но ждали не пассивно, сложив руки, а стремились помочь — красили стены, собирали парты и прочее. Через 7 месяцев ученики хутора из маленькой школы, где занимались в 2 смены, перешли в новое, отвечающее на тот момент всем требованиям, здание.
Руководителем В.Ф. Чумак оказался строгим, справедливым, всегда стоящим на страже интересов детей. Двери его кабинета всегда были открыты как для учителей, так и для учеников. Обычно «на ковёр» к директору учителя ведут нерадивых учеников, но к Чумаку могли прийти и дети с жалобой на педагога.
Валерий Федотович требовал от коллег самоотдачи, убеждая, что только так можно достичь высоких результатов. Плохие знания школьников никак не должны являться «головной болью» исключительно родителей. Это, в первую очередь, забота педагога, который должен донести их до ребёнка, не считаясь с личным временем и собственными интересами, и быть наставником для ученика в любых делах. Всё это нетрудно, если любить детей так, как Валерий Федотович.
— Искренне не понимаю, как можно работать в школе и не любить детей. Это нонсенс, но мне приходилось с таким явлением сталкиваться. Любить детей согласно должностной инструкции не получится. Это будут неискренние чувства, а дети быстро распознают фальшь. О себе могу сказать уверенно — я был искренен с учениками — и они это знали, а иначе разве они поддерживали бы со мной связь спустя годы, — размышляет В.Ф. Чумак.
Валентина Ивановна и Валерий Федотович были так увлечены педагогической деятельностью, что сумели донести до сына и дочери всю важность и значимость профессии. Младшие Чумак пошли по стопам родителей, получив педагогическое образование. Супруги надеются, что внуки и правнуки продолжат династию.
Неверно было бы думать, что оказавшись на заслуженном отдыхе, супруги Чумак предаются воспоминаниям о прошлом, не имея других интересов. Валерий Федотович занимается выращиванием винограда, подобрав сорта так, чтобы они созревали в разное время, тем самым обеспечивая продолжительность пребывания этой ягоды на столе. Он охотно и рассказывает о своём увлечении, и угощает гостей.
Хобби Валентины Ивановны — цветоводство, чтение исторических и приключенческих романов. Иногда она вяжет или плетёт макраме. Есть у них и общее увлечение — рыбалка. А ещё супругов объединяет любовь к своему родному краю, Дону и хутору Пирожок.
Н. Парфенова