Алгоритм действий по выявлению деструктивного поведения несовершеннолетнего.
Проявления у несовершеннолетнего деструктивного поведения могут стать источником повышенной опасности как для него самого, так и для его близких и общества в целом. Игнорирование или несвоевременное выявление взрослым деструктивного поведения у ребенка нередко приводит к причинению физического вреда себе и окружающим.
На что нужно обратить внимание в поведении несовершеннолетнего в первую очередь:
- повышенная возбудимость, тревожность, перерастающая в грубость, откровенную агрессию;
- зацикленность на негативных эмоциях, склонность к депрессии;
- проявление навязчивых движений;
- неспособность сопереживать, сочувствовать другим людям;
- стремление быть в центре внимания любой ценой;
- отсутствие друзей, низкие коммуникативные качества.
На каких изменениях в поведении несовершеннолетнего стоит заострить внимание:
- конфликтное поведение;
- ведение тетради, блокнота с именами людей, агрессивные высказывания в их отношении, либо негативные рисунки;
- проявление интереса к неприятным зрелищам, сценам насилия;
- участие в образовании неформальных асоциальных групп сверстников;
- жестокое обращение с животными;
- пассивные протесты;
- подражание асоциальным формам поведения окружающих, которые могут быть использованы для закладок наркотиков;
- использование в речи новых, нехарактерных для конкретного несовершеннолетнего выражений, слов, терминов, криминального сленга.
Изменения во внешнем виде, как фактор риска деструктивного поведения:
- использование символики во внешнем виде, агрессивные надписи или изображения;
- наличие синяков, ран, царапин на теле или голове;
- нежелание следить за своим внешним видом;
- появление следов краски на одежде и руках;
- появление у несовершеннолетнего дорогостоящей обуви, одежды, собственных денежных средств, источник которых он не может объяснить.
Единовременное наличие нескольких признаков может свидетельствовать о риске участия подростка в деструктивных течениях.