Накануне святого для всех десантников праздника — Дня Воздушно-десантных войск состоялась наша встреча с главой Администрации Потаповского сельского поселения Андреем Викторовичем Малюгиным. После общения окончательно окрепло убеждение в том, насколько важна для парней предармейская подготовка. И дело это не только школ и общественных организаций, но и самих парней, которые не собираются оставаться в стороне от выполнения долга перед Родиной.
Юность героя нашей публикации пришлась на девяностые, когда некоторые молодые люди старались проигнорировать службу в армии. Андрей Викторович хотел служить в армии всегда. И служить именно в десантных войсках. Загадки в вопросе, почему именно в десантных войсках, нет. Двое друзей вернулись из армии в тельняшках, десантных беретах, в аксельбантах, гордые своей причастностью к войскам «дяди Васи». И Андрей Викторович загорелся страстным желанием стать десантником. Увлекающийся со школьной скамьи бегом, он год перед армией бегал в кирзовых сапогах, намотав на ноги портянки. И сейчас утверждает, что сапоги и портянки в иных случаях предпочтительнее ботинок и носков.
— Портянки в отличие от носков не сбиваются при беге, что позволяет избежать мозолей, которые становятся большой проблемой на марше. Кирзачи надёжная обувь, причём, из натуральных материалов. Во времена моей службы Армия уже переходила на ботинки, но мы предпочитали сапоги, — поясняет Андрей Викторович.

Следующим шагом на пути в Армию была запись на курсы в Романовский ДОСААФ, где Андрей Викторович успел сделать три прыжка с парашютом.
— Первый прыжок — это как шаг в бездну, который я сделал в 17 лет, — делится впечатлениями Андрей Викторович.
Родителей радовал целеустремлённый характер сына, но после окончания школы глава семьи настоял на поступлении наследника в институт. И Андрей Викторович как примерный сын, закончивший школу с одной тройкой, пошёл на экзамен, а потом за результатами.
— Результаты мне были и без того известны. Экзамен я «завалил» сознательно, ничего не написав. По-видимому, у отца закрались подозрения, и он сказал — не хочешь учиться — иди, работай. Устроился слесарем в ПМК — и в положенный срок получил повестку из военкомата, — рассказывает Андрей Викторович.
Так 331 полк Ивановской десантной дивизии, дислоцирующейся в г. Кострома получил достаточно подготовленного новобранца.
— Два первых месяца было трудно всем. Возросшие физические нагрузки, совершенно другой образ жизни выбивали из привычной колеи. Утро у нас начиналось с зарядки — пробежка в три или пять километров, работа на турниках и брусьях, а потом всё остальное. В три часа опять физическая подготовка в течение двух часов. Крылатая фраза древнеримского историка гласит — хочешь мира — готовься к войне. А во время моей службы (а это было в 1993 году) обстановка в стране и мире была неспокойная и нас готовили к любым неожиданностям. Впрочем, в десанте всегда так, при любом конфликте — мы на острие — и никто, кроме нас. Ежедневно по пять часов предпрыжковой подготовки, на которой разбирались ситуации и тактика действий при приземлении при различных условиях. За время службы совершил 28 учебных и боевых прыжков. И было уже не до чувств и впечатлений, особенно, когда одновременно прыгают 120 человек. Главное — скорее к земле, чтобы выпрыгнувший следом товарищ не приземлился к тебе на купол или не произошло соприкосновения парашютов, — рассказывает Андрей Викторович.
Никакие тяготы армейской жизни нашего земляка не смущали: он со всеми справлялся на отлично. Поначалу доставляли неприятности праздники, начинающиеся с началом зимы и проводившиеся каждые выходные. Для родившихся и выросших в более суровом климате они приносили радость, а ребятам с юга России приходилось преодолевать самые настоящие трудности.
— Праздник начинался в 10 часов утра тем, что раздавались лыжи, на которых мы должны были пробежать 30 км. Северяне это делали легко и непринуждённо. А для меня, вставшего на это средство передвижения впервые, было мучительно и казалось, что отрезок пути никогда не закончится. Втянулся я в это лишь на третий раз — перестали путаться ноги и лыжи, а колея стала послушно ложиться под полозья и земля не вставать на «дыбы», — вспоминает Андрей Викторович.
Девяностые годы сейчас называют «лихими», а ещё «голодными» — и это справедливо. И армии коснулись те же катаклизмы, но десантников не зря называют элитой войск — и пайки им выдавались усиленные, соответственно нагрузкам. И всё же недостаток в питании некоторые солдаты ощущали, но, как рассказал Андрей Викторович, у них считалось дурным тоном взять что-то с собой из столовой или показать, что ты голоден. Но это не значит, что на проблему закрывали глаза. Сплочённость и взаимовыручка давали свои результаты в решении этого вопроса.
— У нас было двое парней ростом по 2 метра, которые, действительно, не наедались в столовой. Эту проблему мы решили просто, каждый от своей пайки «подкидывал» им что-либо. И в этой житейской ситуации наглядно прослеживается десантное братство, к которому отцы-командиры нас приучали с первых дней службы. За оплошность одного наказывалось всё отделение. К примеру, на утренней зарядке или ином прохождении дистанции отстающего товарища подхватывали под руки, лишь бы он добежал, наравне с другими. Сплочённость десантников — это успех любой операции, ведь им приходится в боевых условиях действовать, рассчитывая только на выручку товарища, который непосредственно находится рядом. Армейская сплочённость остаётся навсегда — и 2 августа происходят встречи с однополчанами, пропуск которых большая неприятность для любого десантника. Этот праздник — один из самых главных в жизни, пожалуй, даже важнее собственного дня рождения я не оставлял без внимания никогда. Нет, в фонтане не купался ни разу. Умом надо тронуться, чтобы имея под «боком» такую реку, как Дон, лезть в фонтан, — считает Андрей Викторович.
На встречах обычно десантники вспоминают самые яркие моменты своей службы. Есть такой момент и у Андрея Викторовича Малюгина.
— Однажды зимой выехали на полигон для прыжков. Всё как обычно, ничто не предвещало неприятностей. Выпрыгнули, приземлились, отправились в точку сбора. Но один товарищ решил сократить дорогу до пункта сбора и пошёл по взлётной полосе самолёта, что делать категорически запрещалось и, что не осталось безнаказанным. На базу, располагающуюся в 35 км мы отправились пешком, а не как обычно — на машине. Таково было наказание нам всем, за оплошность одного. И это тоже воспитательный момент — один — за всех и все — за одного. Мороз стоял крепкий, но не он был главной проблемой, на ходу не замёрзнешь. Наш путь пролегал по просёлочным дорогам, не расчищенным от снега, который был местами до колена, а местами по пояс. Надо ли говорить, как мы были злы на виновника нашего 35-ти километрового марш-броска, да с полной выкладкой. Дошли за 13 часов и совместно решили наказать любителя сокращать расстояния. Думаю, что и он этот момент запомнил на всю жизнь и сделал выводы: прежде подумай, к чему приведут твои поступки, а потом действуй. А наказанием ему было несение караула через сутки, в течение месяца. И это было справедливостью, а не дедовщиной — учись отвечать за свои поступки. А дедовщины, как таковой, у нас и не было. Просто молодым нужно было больше физической подготовки, чем старослужащим, чтобы все были одинаково хорошо подготовлены, — говорит Андрей Викторович.
После завершения срочной службы младшему сержанту Малюгину командование предложило остаться на сверхсрочную, но наш земляк предпочёл вернуться на малую Родину в ст. Романовская. Без излишних раздумий, без труда нашёл работу — стал сотрудником ГАИ. Но для этого нужно было получить соответствующее образование и Андрей Викторович окончил заочно Сальский сельскохозяйственный техникум и стал профессиональным механиком сельхозмашин.
В 1994 году вышло новое постановление, о том, что сотрудники МВД должны иметь юридическое образование. И Андрей Викторович вновь стал студентом. На этот раз Московского государственного университета экономики, статистики и сервиса, факультета юриспруденция. Службе в органах правопорядка подполковник Малюгин отдал 30 лет, последние десять — трудился заместителем начальника полиции по охране общественного порядка МУ «Волгодонское», награждён медалями 1,2, 3, «За выслугу лет». Потом Андрей Викторович отправился на заслуженный отдых. Но деятельная натура не позволила ему оставаться не у дел. С октября прошлого года Андрей Викторович — глава Потаповского сельского поселения, что знаменует новый, неменее интересный этап в жизни.
Новая должность оказалась для Андрея Викторовича не менее ответственной, чем служба в органах. Потаповское сельское поселение, хоть и небольшое, требовало хозяйского подхода и умения решать самые разные проблемы. От ремонта дорог и уличного освещения до организации досуга для жителей.
Служба в ВДВ и опыт, полученный в МВД, оказались весьма полезным. Умение работать с людьми, находить компромиссы и оперативно реагировать на возникающие ситуации, помогают Андрею Викторовичу быстро вникать в суть проблем и находить оптимальные решения. Он быстро завоевал доверие жителей, которые увидели в нём человека, искренне заинтересованного в благополучии Потаповского поселения.
Н. Парфенова
