Трудно в наше, неспокойное время, наполненное трудностями и проблемами, встретить по-настоящему позитивного человека, который, понимая всю сложность бытия, не унывает и радуется жизни. А к трудностям относится, как к неизбежному явлению, которое нужно пережить, сохраняя бодрость духа.
Мне посчастливилось познакомиться с таким человеком. Это Надежда Ивановна Семисинова, которая 9 мая отметила свой 95-летний юбилей. Побеседовать мы с ней решили на скамеечке под раскидистым деревом, куда и направились. Опасаясь, что немолодая женщина может споткнуться или, чего доброго, упасть, беру её под локоток и предупреждаю об осторожности. И слышу в ответ безмятежное и уверенное: «Упаду, встану и дальше пойду». Вот как надо относиться к жизни. Никогда не расстраиваться, а если случаются трудности — настраиваться на их преодоление и быть уверенными — справимся.
Возможно кто-то из молодых наших читателей (а по сравнению с Надеждой Ивановной, они все не просто молодые, а юные) уже улыбается: «Подумаешь — преодоление, пройти несколько метров до скамеечки!». Да, в 95 лет и три метра могут быть, как три километра! Надежда Ивановна, конечно, на такие дистанции не ходит, но вполне бодро гуляет по территории социально-реабилитационного отделения ЦСО Волгодонского района, в х. Рябичев, где она сейчас временно проживает. К тому же, и все остальные нехитрые бытовые мелочи стремится сделать сама — утром заправляет постель, совершает гигиенические процедуры и т.д.
Есть и ещё у Надежды Ивановны один обязательный ритуал — ежедневное чтение Библии. Может, благодаря вере в Бога у неё такое мудрое и спокойное отношение к жизни. А вечером, когда начинается передача Андрея Малахова «От всей души» тихонечко подпевает участникам шоу.Как рассказала Надежда Ивановна, когда-то она пела замечательно, а сейчас голос уже не тот. Этот факт говорит о ясности ума и критическом отношении к своим возможностям — мечта любого здравомыслящего человека.
— Надежда Ивановна очень коммуникабельный человек, и коллектив социально-реабилитационного отделения её очень любит. Она никогда не капризничает и прилежно выполняет все необходимые в силу возраста и здоровья назначения, — рассказывает о юбилярше заведующая социально-реабилитационным отделением Татьяна Николаевна Петровец.
Наверняка, многие читатели уже не раз успели пожалеть «бедную» женщину, вынужденную вместо родного дома жить в казённом. И напрасно. Пожить в социально-реабилитационном отделении — это был осознанный выбор пожилой женщины. А детям (у Надежды Ивановны их трое, внукам и правнукам) она сказала: «Вы встали на ноги, я для вас сделала всё, что могла и теперь пойду отдыхать». Работать, конечно, Надежду Ивановну никто не заставил, если бы она жила с родственниками. Отказаться от намерения сменить место жительства её так и не смогли. А стоило ли это, вообще, делать!? Может лучше позволить человеку жить так, как ему хочется, не оглядываясь на то — «а, что люди скажут и подумают».
Надежде Ивановне Семисиновой нравится жить в реабилитационном отделении, где у неё отдельная комната, общая с другими получателями социальных услуг, столовая и зона отдыха. А вместе с другими людьми, близкими по возрасту и духу принимать пищу или смотреть телевизор веселее. Обсуждение различных вопросов, разговоры, взаимопонимание, воспоминания о молодости, получение своевременной консультации по состоянию здоровья тоже много значат.
Вспомнить Надежде Ивановной есть что — и некоторые моменты этих воспоминаний до сих пор причиняют боль. Родилась она на Украине, в Черниговской области, где жила с родителями и тремя братьями. Семья была трудолюбивая: отец плотничал, мать работала на колхозных полях. На подворье имелась скотина и птица, огород давал урожай. Детей приучали к труду с раннего возраста. Приучали, пожалуй, не совсем верное слово, ведь трудиться было так же естественно, как и дышать. Противоестественной была лень и ничегонеделание. И трудились с огоньком и задором, веря в то, что от их работы зависит благополучие и в семье, и в стране.
— Работать я начала с 9 лет. Вначале детей нянчила, пока взрослые в полях и на фермах работали. Постарше стала — и коров, и коней пасла. Лошадей я любила и не боялась. В школу ходила мало, всего три года — работать надо было. А ещё все девочки должны были уметь шить, вышивать, вязать. Кто же «неумеху» замуж возьмёт (внушали нам старшие), — рассказывает Надежда Ивановна.
Мирная и размеренная жизнь закончилась с началом Великой Отечественной войны. Мужчины ушли на фронт, в их числе — и отец Надежды Ивановны, которому с фронта не суждено было вернуться. Все тяготы легли на плечи стариков, женщин и детей.
В конце лета 1941 года фашистские войска, после кровопролитных боёв, заняли Черниговскую область. Оккупация длилась два с лишним года. Массовые убийства, казни были для фашистов делом обыденным и привычным. Уверенности, что он доживёт до следующего дня, не было ни у кого из жителей области.
— Страшно было, когда пули летели, свистели и снаряды рвались. Мы в ямках хоронились, в лес убегали. Однажды немец привязал меня к дереву, наверное, хотел застрелить… Да, было страшно и голодно. Хлеба и картошки не было — ели лебеду. Летом в лесу ягоды и грибы собирали, мелкую рыбёшку ловили, кипятком ошпаривали, чистили и ели, — вспоминает Надежда Ивановна.
За время оккупации фашистскими войсками и их приспешниками было убито 130тысяч жителей Черниговской области, 20 тысяч — вывезено в Германию. Освобождена была Черниговская область в сентябре 1943 года. Но по-прежнему жить там было трудно, особенно семьям, недождавшимся своих кормильцев с фронта.
В пятидесятые годы многие в поисках лучшей доли покидали родные края. Решился на этот шаг и старший брат Надежды Ивановны — Николай, выбрав для этой цели х. Холодный. Спустя некоторое время к нему переехала и Надежда Ивановна. Дело молодой и трудолюбивой девушке нашлось сразу — работа на овощных плантациях. При слове «плантация» возникают ассоциации с неимоверно тяжёлым трудом. Так оно и было. Овощи: перец, помидоры, огурцы, капусту, и т.д. сажали, пололи, убирали вручную. А кроме этого поливали, таская воду вёдрами из речки. Но несмотря на тяжёлую работу, переселенцам в благодатном донском краю нравилось, потому, что жилось сытнее. Окрыляло и мирное небо над головой. И звучали песни, и устраивались танцы, и влюблялись, и играли свадьбы. Нашла своё женское счастье и Надежда Ивановна, выйдя замуж и став матерью троим детям.
А есть ли большее счастье, чем иметь мирное небо над головой, благополучие в семье и здоровых детей!? Надежда Ивановна считает, что большего и не надо. «Я хорошо пожила» — говорит она.
С 95-летним юбилеем Надежду Ивановну Семисинову, ветерана труда, труженика тыла, поздравили дети, внуки, правнуки, работники Центра социального обслуживания и получатели социальных услуг, желая ей здоровья и долголетия. Также Надежда Ивановна получила цветы и подарки от главы Администрации Романовского сельского поселения Андрея Викторовича Войтова, приветственный адрес от губернатора Ростовской области Юрия Васильевича Голубева и, самое главное поздравление, от Президента России Владимира Владимировича Путина. Долгожительница не скрывает, что такое внимание ей особо приятно.