2025 год — особый в истории России и всего мира — это год 80-летия Великой Победы над нацизмом. Решающий вклад в Победу внесла Красная Армия и весь советский народ, на плечи которого обрушились тяготы военного времени. Мирное небо над головой отстаивали интеллигенция, рабочие, колхозники, люди разных национальностей, вероисповеданий и взглядов, объединённые борьбой с общим врагом — фашизмом, угрожающим всему миру. Были среди них и молодые девушки, такие, как Анна Давиденко, (в замужестве Забазнова).
В 1939 году она окончила Ростовскую фельдшерско-акушерскую школу и получила распределение на работу в ст. Романовская. Это навсегда связало судьбу Анны с казачьей станицей на берегу реки Дон. В село Пешково Азовского района, где родилась, выросла, окончила школу, Анна больше не вернулась. Целеустремлённая, отзывчивая, всегда готовая прийти на помощь, даже во внеурочное время, молодая медсестра легко влилась в общественную жизнь станицы и снискала дружеское расположение у станичников. А что нужно ещё для счастья? Но, мирные радости и спокойную жизнь отнял безжалостный враг…
Уже в августе 1941 года Анна Давиденко получила повестку из военкомата и была направлена в военный эвакогоспиталь в г. Новочеркасск. Проводы девушки, так полюбившейся станичникам, были весёлыми и многолюдными (сохранилось фото тех лет, на котором улыбающиеся лица). Никто не думал, что война затянется надолго и принесёт чудовищные жертвы и разрушения. Кроме Анны на фронт были призваны и её братья: старший — Иван воевал на Миус-фронте, младший — Дмитрий — на Северном флоте.
Медперсонал эвакогоспиталя работал, чуть ли не круглосуточно, стремясь, как можно быстрее, поставить на ноги раненых бойцов и вернуть их в строй. Анна Давиденко занимала в эвакогоспитале должность старшей медсестры. В 2020 году на территории Новочеркасской школы-интерната, где размещался эвакогоспиталь, была открыта памятная стела, посвящённая труду военных медиков во время Великой Отечественной войны.
В апреле 1943 года Анна Давиденко ушла на фронт санинструктором пулемётного эскадрона 4-го гвардейского кавалерийского Кубанского корпуса. Во время войны в Армии и на флоте находилось более 200 тыс. врачей и свыше 500 тыс. фельдшеров, медицинских сестер, санинструкторов, санитаров. Они оказали медицинскую помощь десяткам миллионов защитников Родины.
В августе 1941 года впервые труд медицинского состава на поле боя официально приравняли к совершению ратного подвига: за вынос определённого числа раненых с их винтовками или ручными пулемётами медики могли быть представлены к наградам — медалями «За боевые заслуги», «За отвагу»; орденами Красной Звезды, Красного Знамени.
Смерть среди раненых в большинстве случаях происходит не только из-за полученных ран, несовместимых с жизнью. Вовремя и правильно наложенная повязка могла склонить чашу весов в сторону жизни, поэтому санинструкторы находились постоянно на передовой.
Тяжёлые бои в 1944 году шли под Михайловкой, что на реке Ингул (сейчас это Луганская Народная Республика) Передовая переходила из рук в руки. В одном из ночных сражений санинструктор Давиденко вместе с капитаном Кривошеиным бросается к умолкнувшему пулемёту. Молчание боевого орудия всегда означает ранение или гибель бойцов. Анна вытаскивает раненых, которых множество. Горевать, над убитыми нет ни времени, ни сил. Их складывают в брички, чтобы в минуты затишья быстрее вывезти с линии фронта.
Фашисты переходят в наступление — и Анна оказывается отрезанной от своих. А фрицы всё ближе, уже слышна немецкая речь. А у девушки из вооружения — один дамский пистолет. Понимая, что с таким арсеналом много не навоюешь, она прячется в бричке среди убитых, окровавленных тел бойцов. Быть обнаруженной врагом — это плен. Лучше смерть, решает санинструктор Давиденко и, вытащив пистолет, вставляет его дуло себе в рот.
Все кто хоть немного знал Анну Афанасьевну Давиденко (Забазнову) уверены: она бы застрелилась. Но тут раздался взрыв — и девушка потеряла сознание. Бог не отвернулся от казачки — этот клочок земли снова отбили наши войска.
А утром снова начался бой. Земля дрожала от взрывов. Анна была среди своих конников и танкистов. Переносила в одно место и перевязывала раненых бойцов. Работы было много и помощи ждать неоткуда: из медиков она осталась одна. Солдаты сражались отчаянно, храбро, но силы были неравны, в атаку вместе с немецкой пехотой пошли танки.
Увидев, идущий на тяжелораненных танк, Анна начала переносить их в глубокую лощинку: троих укрыла в воронке от бомбы. Немецкий танк был подбит, но это был ещё не конец боя. За первым танком следовали другие. Раненые (многим из которых санинструктор Давиденко годилась в дочери) просили: «Уходи, нас не спасёшь и сама погибнешь». Звали Анну отходить вместе с ними и бойцы, тянущие пушку, убеждая: «Не устоим. Сильно прёт фашист».
— Нет. Я же не одна, — крикнула девушка.
Что творилось в тот момент в душах бойцов можно только предполагать, но видя решительность санинструктора, они похвалили её: «Молодец, девка! А мы что!? Занимай, хлопцы, позицию!». У артиллеристов оставалось всего десять снарядов к пушке и автоматы. И бойцы не подпустили фашистов, спасли и раненых, и санинструктора.
Комдив кубанского казачьего корпуса генерал И.А. Плиев, писал в своей книге «Под гвардейским знаменем»: «Одна хрупкая девушка — Анна Давиденко, в сражении под Михайловкой за сутки спасла жизнь 60 бойцам и офицерам». Впоследствии Анна Афанасьевна нашла это поле под Михайловкой. И оно стало называться так: «Имени четвёртого гвардейского казачьего Кубанского кавалерийского корпуса». Но это было, когда наступило мирное, счастливое время.
Старшина медицинской службы, санинструктор Анна Давиденко, а потом фельдшер хирургического взвода 13-го медсанэскадрона 9-й гвардейской казачьей дивизии спасая раненых, прошла Белоруссию, Польшу, Чехословакию. Не однажды была ранена, получила контузию, теряла боевых товарищей. Салют Победы она встретила в Праге. Грудь девушки украшали два ордена Красной Звезды, медали: «За отвагу», «За боевые заслуги», «За освобождение Праги», «За победу над Германией» орден Отечественной войны 1 степени.
В сентябре 1945 года Анна Давиденко вернулась в Романовскую. Несмотря на инвалидность по ранению, начала работать медсестрой в больнице. Вышла замуж за фронтовика — Семёна Стефановича Забазнова, лейтенанта, командира танка, награждённого орденом Красной Звезды и медалями. Кроме этого Семён Стефанович был участником финской войны. С Великой Отечественной он вернулся после ранения в 1943 году инвалидом. Трудился Семён Стефанович начальником ДОСААФ и бухгалтером в больнице. В семье Забазновых родилась дочь — и родители дали ей многоговорящее имя — Мира, ведь для них не было ничего важнее мира на Земле.
Мира Семёновна окончила школу с золотой медалью, пошла по стопам матери — после окончания Ростовского медицинского института стала врачом и до сих пор трудится в противотуберкулёзном диспансере Волгодонска.
Но боевые раны и контузия давали о себе знать — и Анне Афанасьевне пришлось на некоторое время оставить работу. В это время она увлекается вышивкой и иголкой с нитками создаёт настоящие шедевры. Впрочем, всем делам Забазновой потомки могут поставить отличную оценку. Одна из фронтовых подруг Анны Афанасьевны любила говорить: «Таких вкусных пирогов, как Аня не умеет печь никто в станице». Вот только мало было у неё свободного времени, чтобы порадовать близких пирогами и борщами. Наиболее точно эту женщину можно охарактеризовать фразой — «жизнь посвятила людям».
Желание быть полезной людям помогло Анне Афанасьевне победить недуги и вернуться в строй. В 1964 году односельчане избирают Анну Афанасьевну Забазнову председателем Романовского сельского Совета — и 10 лет она была душой и сердцем станицы. Забывая об отдыхе, о семье, не считаясь со временем, вместе с членами исполкома, депутатами сельсовета, активом станицы Анна Афанасьевна многое делает для благоустройства населённых пунктов района. Расширение водопровода на 50 километров, строительство асфальтированной дороги, новых яслей на 60 мест в ст. Романовская, магазина и яслей в хуторе Лагутники, клуба и магазина в хуторе Парамонов, озеленение улиц, приведение в порядок памятников и братских могил — всё это сделано при активном участии Анны Афанасьевны.
Долгое время романовская молодёжь свой досуг проводила в казачьем флигеле, приспособленном под клуб. Анна Афанасьевна поехала в Москву, к министру рыбного хозяйства Н.А. Ваняеву, просить помощи в исправлении ситуации. И добилась желаемого! За три года романовцы отстроили себе Дом культуры на 400 мест. Срочно нужна была школа: Забазнова в хлопотах. И в 1975 году в станице появилась новая средняя школа.
Анне Афанасьевне до всего было дело. Она боролась с хулиганством и пьянством. Немало оступившихся вернула к новой жизни, помогла сохранить семьи. Стояла на защите материнства и детства. Устраивала торжественные бракосочетания молодых пар и рождение новых членов общества.
Её внук — Владислав Константинович Винников, так говорит о бабушке:
— Несгибаемой силы воли человек, небоящийся никаких трудностей, обладающий потрясающим оптимизмом, никогда не унывающий, умеющий радоваться малому. Близкие редко видели её спящей. До глубокой ночи она решала организационные вопросы — особенно, если дело касалось благополучия земляков. Анна Афанасьевна любила повторять: «Главное — это люди». Утром она поднималась раньше всех. У нас создавалось впечатление, что спать она не ложилась вообще. Не припоминаю, чтобы у бабы Ани когда-нибудь был выходной. Рассказывая об Анне Афанасьевне нельзя промолчать о её родных, которые взяли на себя большую часть домашних забот — это моя прабабушка Степанида Федотьевна Давиденко и дед — Семён Стефанович Забазнов. Можно сказать, у моей бабушки Анны Афанасьевны был крепкий тыл.»
Очень любила Анна Афанасьевна народные казачьи песни, часто их пела, как и другие казачки. Но этого было мало для возрождения былой славы казачьей песни. И Анна Афанасьевна собирает казаков в сельсовет по повестке и объявляет: «Будем петь». С недоумением и непониманием смотрит народ на председателя сельского совета — как петь?!
— А вот так: сядем у меня в кабинете и будем петь, — объясняет Анна Афанасьевна.
Так в станице Романовская появился казачий хор, который впоследствии получит имя своей создательницы — хор казачьей песни имени Анны Афанасьевны Забазновой. В 1974 году хор получил звание народного, не раз становился лауреатом и дипломантом конкурсов, в том числе — и Всесоюзных. Слава о романовском хоре шагнула далеко за пределы родной станицы. И в каждой песне — память о фронтовичке, Анне Афанасьевне Забазновой.

Ушла из жизни Анна Афанасьевна Забазнова 4 июня 1994 года, но жива память о ней. Она осталась навека в числе почётных жителей станицы, одна из улиц станицы Романовская носит её имя. В октябре 2007 года в память об Анне Афанасьевне Забазновой на фасаде здания РДК в ст. Романовская была установлена мемориальная доска.
Н. Парфенова
Фото из семейного альбома семьи Забазновых
На фото: Семён Стефанович Забазнов, Степанида Федотьевна Давиденко, Анна Афанасьевна Забазнова.