Орден Мужества и медаль Жукова — заслуги перед Отечеством Александра Бахтина

Орден Мужества и медаль Жукова — заслуги перед Отечеством Александра Бахтина

Воин специальной военной операции по защите интересов России на Донбассе, житель хутора Рябичев Александр Сергеевич Бахтин не смог сдержать обещание, данное в детстве своей маме Ирине Анатольевне. Лет в семь на открытке, сделанной своими руками, он написал: «Мама у меня очень хорошая и добрая. Я её очень люблю. И буду её слушаться, чтобы маме не было плохо, чтоб она долго жила и не болела. Я люблю свою маму и никогда не покину её, потому что она моя любимая мама. Буду любить её всегда».

1 августа 2024 года, начальник радиостанции командно-штабной машины ефрейтор Александр Сергеевич Бахтин погиб в уже освобождённой Марьинке, оставив маму и всех своих близких…

— Наша семья многодетная — четверо детей, Саня — младший из троих сыновей. Самая младшая у нас — дочка. Саня рос очень спокойным ребёнком: я не помню, когда я на него голос повышала. Саня умел быстро сходиться с людьми, которых располагала обаятельная улыбка сына, скромность, желание помочь каждому. Он сохранил эти качества, будучи взрослым человеком.

С детства Саня был патриотом. Два его деда воевали в Великую Отечественную войну — и он говорил: «И я бы пошёл на фронт сражаться с врагом». Место гибели и захоронения дедушки — Федора Митрофановича было неизвестно, о чём сильно сожалел его брат — Анатолий Митрофанович. Сын упорно и целеустремленно разыскивал информацию о родном человеке — и это ему удалось. Выяснилось, что Фёдор Митрофанович погиб и похоронен в Польше. Дед Сани мечтал узнать об этом всю жизнь. И за год до своей смерти благодаря внуку получил такую весточку.

Принять участие в боях с нацистами Александру Сергеевичу довелось, когда он стал взрослым. Своё тридцатипятилетие, 19 июня, он встретил на СВО, а погиб 1 августа — в день памяти Серафима Саровского. За месяц до мобилизации мы посещали Серафимо-Дивеевский монастырь. И вот так случилось, что ушёл на СВО Саня именно в этот день.

Он постоянно кого-то спасал — кошек, улиток, щенят. Одним словом, всё живое, требующее помощи. Однажды, пойдя на подлёдную рыбалку, он увидел, как в полынье тонет собака. Рискуя провалиться, он подполз к ней и сумел вытащить. В зоне боевых действий он тоже находил, кого спасти и постоянно присылал оттуда нам фотографии ёжиков, котов, достаточно упитанных и довольных жизнью. Я и сама люблю животных и никогда детям не запрещала притаскивать домой разнообразную живность. Говорила: «Заводите хоть крокодила, но ухаживать будете сами». У нас даже тушканчики жили, — рассказывает Ирина Анатольевна.

На специальную военную операцию Александр Сергеевич Бахтин был мобилизован в сентябре 2022 года. Выпускник техникума при филиале  инженерно-технического института МИФИ в Волгодонске, техник по обслуживанию и ремонту автомобилей Бахтин имел и военную специальность «радиотехник», полученную во время срочной службы. Это и предопределило род войск, в которые он был направлен на СВО. Позывной наш земляк носил «Байкер», что соответствовало действительности. Александр Сергеевич был страстно увлечён мотоциклами. Впервые он сел, вернее, его посадил на «железного коня» папа — Сергей Александрович, в двухмесячном возрасте, о чём свидетельствует снимок из семейного альбома. Александр Сергеевич участвовал в мотопробегах в честь великого праздника Дня Победы в Великой Отечественной войне.

— Дважды Саня приходил в отпуск. Первый раз это был не совсем отпуск — Саня приехал, чтобы подписать документы о неразглашении — и ему было дано разрешение побывать дома. О своей службе сын не рассказывал никогда ничего. Как будто бы он и не уезжал никуда, или вернулся с отдыха, а не из зоны боевых действий. Всегда улыбался, ни на что не жаловался. Единственно, сказал, что специальная военная операция начата ненапрасно, что «недрузья» заслуживают наказания. На СВО уходил, вроде бы, ещё мальчишкой, а в отпуск пришёл — взрослый, строгий мужчина.

За четыре дня до гибели сын прислал очень позитивный снимок — стоит, квас пьёт. Уже потом, рассматривая фото, я заметила, что у него на груди крестика нет. Позже крестик на оборванном шнурке мы нашли в личных вещах сына. Саня и его товарищи очень трепетно относились к православной вере. В разрушенном доме они нашли икону Николая Чудотворца, отчистили от грязи и всюду возили с собой, утверждая, что она им помогает. После гибели я просила подарить мне эту икону, но от неё остался один оклад.

Когда Саня перестал выходить на связь тревоги у меня это не вызвало: мало ли что, всё же это война, а не курорт. Первым забеспокоился наш старший сын — Алексей, — говорит Ирина Анатольевна.

Тревога оказалась ненапрасной. Командно-наблюдательный пункт мотострелкового батальона разместился в медицинском учреждении, считающимся безопасным местом уже освобождённой Марьинки. Ефрейтора Бахтина там не должно было быть: это было не его место службы. Но наш земляк в это время подменял ушедшего в отпуск сослуживца, до возвращения которого оставалось 12 дней.

Неприятель не смирился с потерей населённого пункта. И утром на командно-наблюдательный пункт обрушился огонь Хаймерса, потом ещё одного. Из девяти человек, находящихся в помещении, погибли восемь, в том числе — и наш земляк. Здание было разрушено до основания. Две недели надеялись, что под завалами есть выжившие. Но всё, что осталось, можно назвать горсткой пепла. Чтобы установить личность погибшего сына, супругам Бахтиным пришлось сдавать кровь на анализ ДНК.

— Мы ездили в Марьинку, которая теперь для нас не просто населённый пункт, — это дорогое и святое для нас место. Привезли землю с места гибели сына. Попросили у батюшки разрешения положить в могилу Сани на рябичёвском кладбище эту землю и прядь его детских волос, которую я срезала, когда он был младенцем и хранила все годы. Сейчас по всему Донбассу идёт разминирование территорий, расчистка завалов. Верю, что когда-нибудь разберут и место гибели сына и, возможно, найдут и последнюю частичку нашего Сани…

Вместе с нами (и я видела это) гибель Сани переживал военный комиссар по Цимлянскому и Волгодонскому районам Владимир Алексеевич Польшков. Все сотрудники военкомата отнеслись к нам с пониманием и сочувствием при оформлении документов. Спасибо большое за участие. Очень трепетно отнеслась к нам сотрудница государственного фонда «Защитники Отечества» Евгения Олеговна Федорищева, стремясь помочь во всех вопросах — за что мы очень ей благодарны. После знакомства с Евгенией Олеговной мы почувствовали себя не столь одиноко. Мы с мужем очень благодарны всем жителям хутора, разделившим с нами боль утраты. А прихожане нашего храма до сих пор молятся за нашего сына. Трудно выразить словами нашу благодарность всем, поддержавшим нас в трудную минуту.

Православные обычно отдают вещи почивших родственников другим людям, но я ещё не готова расстаться с некоторыми дорогими сердцу предметами, принадлежащими Сане. Как можно расстаться со спальным мешком, ещё хранящим запах сына, — признаётся Ирина Анатольевна.

Мы беседуем с супругами Бахтиными в доме бабушки и дедушки Александра Сергеевича Бахтина, в котором ему предстояло жить. Ирина Анатольевна делится воспоминаниями, Сергей Александрович больше молчит, временами смахивая слёзы с глаз.

 Одна из комнат больше напоминает музей, посвящённый воину СВО. Под иконами фотографии Александра Сергеевича, принадлежащие ему вещицы, награды. Кроме ордена Мужества, которым ефрейтор Бахтин был награждён посмертно, имеется и ещё одна награда — медаль Жукова. К этой медали он был представлен до гибели. И неожиданная деталь в этой комнате — бюст Пушкина.

— Бюст поэта был найден сослуживцами Сани и передан нам. Наверное, сын рассказывал им, что назван Александром в честь Пушкина. Это, действительно, так. Лет в шестнадцать я побывала в усадьбе Пушкина в Михайловском и впечатления сохранила надолго, поэтому и сына назвала Александром. А это — осколок снаряда (Ирина Анатольевна показывает серебристо поблескивающий кусок железа), такие с виду безобидные, если мирно лежат на столе предметы, рвут на части тела наших мальчишек.

Многие говорят мне, зачем вам этот дом, намекая на его продажу. Но, это память о сыне — здесь он собирался жить. Когда он был уже на СВО, я увидела объявление о продаже бельчат — позвонила Сане и спросила: «Может, купить?». Он с радостью согласился. Теперь у нас мини-зоосад из павлинов и белок, — рассказывает Ирина Анатольевна.

Потерять сына — это боль, с которой невозможно смириться. Супруги Бахтины учатся жить с этой пустотой. Спасаются верой — в их доме теплится лампада перед иконами, а в паломничествах по монастырям они ищут утешение и силы. Их горе не стало тише, но в молитве они находят опору, чтобы продолжать жить и хранить память о своём Александре.

— Все ответы на терзающие душу вопросы есть в православной литературе. Бог каждому человеку даёт ношу по плечу и даёт награду: никто ещё не был обделён. Мне многое было дано. Хотела иметь много детей — так и вышло. Хотела, чтобы дети были дружными — и нам не было за них стыдно, и это исполнилось. А милость Божья к нам, родителям — мы не видели сына мёртвым. Ещё не известно, по силам ли нам было выдержать это. Саня в наших воспоминаниях живой — и это утешает. Однажды в монастыре монах сказал: «Ещё увидите, как он вам помогать будет». И действительно, есть такие необъяснимые факты. Старший сын начал заводить Санин мотоцикл «Ява», который стоял в гараже долгое время, и безмерно удивился, когда ему это удалось, как-будто помог кто.

Я всегда мечтала жить рядом с лесом — и Саня лес любил. Уже после его гибели мы купили домик в Нижегородской области, в 48 км. от Дивеева. Саня, был заядлый грибник — и это бы одобрил. Для него эта область не была чужой: он часто туда ездил работать вахтовым методом. Есть и другие подсказки, указывающие на то, что сын рядом с нами. Я даже поздравления ему написала на день рождения. И в то же время я понимаю, что Саня принадлежит не только нам, но и истории как воин СВО, защищавший интересы своей страны на Донбассе, — считает Ирина Анатольевна, собирая всю доступную информацию о сыне.

Вот как об Александре Сергеевиче Бахтине отзываются сослуживцы: «Он очень ответственно подходил к выполнению своих обязанностей. Он, буквально, руководил связью между командиром полка и другими подразделениями. Спокойный, ответственный, хозяйственный. Следил за порядком в гараже, очень рукастый. Он был при командирах: всё знал, всё видел, но ничего не говорил, держал всё в себе — а это невероятно тяжело».

В Марьинке на месте гибели нашего земляка и его боевых товарищей установлена мемориальная плита.  На ней высечены их имена — чтобы помнили. Этот скорбный памятник говорит о том, что их имена не забыты, а подвиг останется с нами навсегда.

Н. Парфенова

Перейти к содержимому