Дума приняла сразу во 2 и 3 чтениях поправки в законы, позволяющие аннулировать права в случае обнаружения при медосмотре или обычном визите к врачу заболеваний, при которых нельзя управлять машиной. Среди них — тяжёлые психические расстройства (органические, шизофренического спектра, аффективные, невротические, расстройства личности), умственная отсталость, эпилепсия и слепота обоих глаз. Как это отразится на безопасности дорожного движения с медицинской точки зрения, комментирует Алексей Никитин, профессор, врач – кардиолог, руководитель направления медицинских проектов и инноваций ИНВИТРО.
Будет ли это полезно? Если да, почему? Что это даст?
С позиции врача-эксперта, несомненно, принятие таких поправок является полезным и необходимым шагом для обеспечения безопасности дорожного движения.
Вот почему:
- Повышение безопасности дорожного движения. Основная и самая очевидная польза — это снижение риска дорожно-транспортных происшествий. Водители с заболеваниями, которые могут внезапно вызвать потерю сознания, дезориентацию, психомоторное возбуждение или нарушение когнитивных функций, представляют серьезную опасность как для себя, так и для других участников движения. Аннулирование прав у таких лиц минимизирует эту угрозу.
- Профилактика тяжелых последствий. Раннее выявление и отстранение от вождения лиц с противопоказаниями может предотвратить серьезные травмы, инвалидность и даже гибель людей в результате ДТП, вызванных состоянием здоровья водителя.
- Защита здоровья самих водителей. Для некоторых заболеваний (например, эпилепсии с частыми приступами) управление транспортным средством может быть опасно и для самого водителя, увеличивая риск травматизации во время приступа. Отстранение от вождения в таких случаях является мерой защиты здоровья самого пациента.
- Упорядочивание системы медицинского освидетельствования.Данные поправки усиливают роль медицинского сообщества в обеспечении безопасности на дорогах, делая процесс медицинского освидетельствования водителей более значимым и имеющим реальные последствия. Это стимулирует более ответственное отношение как врачей, так и самих водителей к своему здоровью.
- Снижение нагрузки на здравоохранение. Косвенно это может привести к снижению числа ДТП, а следовательно, и к уменьшению нагрузки на систему здравоохранения (скорая помощь, стационары, реабилитационные центры), связанной с последствиями аварий.
- Более безопасные дороги для всех.
- Снижение смертности и травматизма от ДТП.
- Повышение доверия к системе выдачи водительских удостоверений.
- Укрепление роли медицины в системе обеспечения дорожной безопасности.
Часто ли встречаются недуги у водителей, при которых нельзя управлять ТС?
Ответить однозначно на вопрос «часто ли» достаточно сложно без точных статистических данных, которые собираются в рамках конкретных исследований и медицинских осмотров водителей.
Важно отметить, что многие из перечисленных состояний могут иметь разную степень выраженности и компенсации. Например, человек с легкой формой депрессии, находящийся под контролем врача и принимающий адекватную терапию, может быть способен безопасно управлять автомобилем.
Проблема часто заключается в следующем: хотя нельзя сказать, что «половина водителей» страдают такими недугами, значительное число людей в популяции имеет те или иные заболевания из списка, и среди водителей тоже есть такие случаи. Новые поправки призваны именно выявлять и реагировать на эти случаи, повышая общую безопасность на дорогах.