Мы — дети войны

Мы — дети войны
Воспоминания наших земляков

В годы Великой Отечественной войны дети испытывали те же тяготы, что и взрослые. Один из них житель пос. Солнечный Пётр Григорьевич Мищенко.

— Родился я в степях Калмыкии, в селе Садовое, в 1935 году. Когда отец ушёл на фронт, мы с мамой переехали в хутор Тушган Зимовниковского района и поселились у её старшей сестры Марии Евдокимовны. Хутор был расположен вдоль берега речки Тушган, в которой в изобилии водились и рыба, и раки. В дни лихолетья это была наша основная еда.

В 1942 году хутор оккупировали немецкие и румынские войска. В доме тёти Маши был организован штаб. Захватчики вели себя  нагло. Шныряли по сараям в поисках яиц, кур, поросят. Вся живность, попадающаяся им на глаза, тут же бывала поймана. Мне в то время уже исполнилось 7 лет, и я отчётливо сознавал, что на нашу землю пришли жестокие и безжалостные враги. И значит им нужно навредить. Однажды я стащил автомат и ременные вожжи и спрятал в сарае. А ещё мы вместе с другом — Колей Тараненко сожгли сарай полицая, где тот хранил награбленное. После освобождения хутора, красноармейцы того полицая расстреляли.

В 1944-1945 годах мы, десятилетние мальчишки, трудились в колхозе, всеми силами стараясь помочь взрослым. После войны мы с мамой переехали в совхоз Присальский Дубовского района, который позже был преобразован в Дубовский военный конезавод № 166.  С окончанием войны жизнь улучшилась — был введён хлебный паёк — 400 граммов рабочему и 200 граммов иждивенцу. В посёлке была открыта школа-интернат с шестидневным проживанием, где и прошли мои школьные годы.

Маршал С.М. Будённый, приезжая  с проверкой на конезавод, посещал наш интернат. Для нас, мальчишек, это было событие. Коней я любил и мечтал также ездить на тачанке, как зоотехник конезавода. После 10 класса я закончил Новочеркасский зооветеринарный институт. Работал главным зоотехником на конезаводе,  директором совхоза в Заветинском районе, главным экономистом подсобного хозяйства Атоммаш.

— За трудовую деятельность был награждён правительственными наградами: «Орден Дружбы»,  медаль «За трудовую доблесть» бронзовой и серебряной  медалями «ВДНХ», — рассказывает П.Г. Мищенко

62 года рядом с Петром Григорьевичем любимый и дорогой человек — жена, Александра Афанасьевна. «Моя Сашенька» — так до сих пор ласково  называет её супруг.

Во время оккупации румынами х. Потапенко Заветинского района Александре Афанасьевне было 3 года. Многое из происходившего в то время, конечно, стёрлось из детской памяти.

— Почему то запомнилось, что солдаты очень любили яйца, и постоянно сами их искали по курятникам и требовали, у женщин повторяя «яйко, яйко». Какая нас беда постигла, в таком возрасте не осознавали.  Это мы поняли, когда повзрослели, — рассказывает Александра Афанасьевна.

В преддверии 75-летия Великой Победы супруги Мищенко написали стихотворение — и мы знакомим читателей «Романовского вестника» с их коллективным творчеством.

Мы - дети войны
Мы - дети войны, рождены пред войною,
И смерти назло мы рождались в войну.
Мы с Родиной жили судьбою одною,
Дождались на всех мы Победу одну.
Мы - дети войны с обездоленным детством,
Мы ждали Победу, как сказочный миг,
Страна не имела волшебного средства,
Лишь жертвой великой сломила "блицкриг".
Мы тоже сражались, порой погибали, 
За взрослых трудились, подчас, голодны.
Мы с соской из хлеба в пелёнках лежали,
Чтоб жизнь продолжалась и после войны.
Мы - дети войны, победителей дети
Учились, трудились… Окрепла страна.
Победу мы чтим, и хотим, чтоб на свете,
Лишь мир воцарился на все времена.
Мы были детьми, ветеранами стали.
С победной весны мир совсем стал иной.
Но в наших сердцах биться не перестало:
"Спасибо Победе Отчизны родной!"

Беседовала Н. Парфенова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Перейти к содержимому