Михаил Михайлович Скляров: «Задача педагога не только делиться знаниями, но и житейским опытом»

Михаил Михайлович Скляров: «Задача педагога не только делиться знаниями, но и житейским опытом»

В школах Волгодонского района, педагогов-мужчин немного. В Потаповской средней общеобразовательной школе их всего двое. Один из них — учитель физики и информатики — Михаил Михайлович Скляров, про которого можно сказать «педагог от Бога».

Если человеку определённый жизненный путь предначертан свыше, даже если он этого сразу не осознал, придёт время и он вступит на него. Так случилось и с Михаилом Михайловичем. После окончания Потаповской школы он поступил в Ростовский государственный университет на факультет «радиофизика». Учёба была недолгой — призвали в Армию. После службы в Вооружённых Силах страны Скляров окончил Волгодонской техникум машиностроения, после чего работал на АЭС, в совхозе «Потаповский», сварщиком.

В 1996 году М.М. Скляров пришёл устраиваться на работу в Потаповскую школу. Приняли его с условием получения педагогического образования, заочно. Было на тот момент Михаилу Михайловичу 28 лет. В семье Скляровых подрастало 2 детей — 6-летняя дочь  и 3-летний сын.

— Учителя нашей школы дают ученикам отличные знания — и во все учебные заведения я поступал легко. Не стал исключением и Ростовский Государственный педагогический университет. Кстати, одиннадцать  выпускников школы, в настоящий момент работают учителями в родной школе. Трудности были другого характера. И без поддержки семьи, супруги, Татьяны Викторовны, не было бы педагога Склярова. Сейчас я понимаю, что на этот жизненный путь мне нужно было ступить раньше. Но бывает, что своё призвание, предназначение не сразу находишь, — говорит М.М. Скляров.

Трудности в девяностые годы, о которых упомянул Михаил Михайлович, хорошо известны по собственному опыту — отсутствие работы, не вовремя выплаченная зарплата, мужчины, уезжающие на вахты, чтобы обеспечить свои семьи. А Скляров пошёл работать в школу — смелый шаг. В школах было не лучше, чем в других организациях.

— На решение сделать такой крутой поворот в судьбе, отчасти, повлиял пример старшего брата, который работал директором одной из школ  Волгодонска. Примером постройки взаимоотношений между старшим и младшим, между руководителем и подчинёнными (а как ни поверни, ученики в школе — подчинённые) служил армейский майор. Он, защищая интересы солдат, мог поругаться с вышестоящим начальством, к примеру, командиром части. Но если были виноваты мы — нам было нехорошо, мягко говоря. И никто не обижался. Все понимали, что заслужили, то и получили. Так и в школе ученики должны чувствовать защиту и справедливость, исходящую от учителя. И, конечно же, моими наставниками были педагоги Потаповской школы. Мне посчастливилось быть коллегой учителям, которые ещё учили меня, — рассказывает М.М. Скляров.

Быть педагогом непросто. Это же всегда нужно соответствовать высокому званию, быть готовым к тому, что за тобой постоянно наблюдают и оценивают самые беспристрастные «судьи», заслужить уважение и признание которых труднее, чем у взрослых.

— Всю жизнь учусь у своих учеников и готов признать, что в некоторых вопросах они разбираются лучше меня. К примеру, в современной музыке. Если бы не ученики, о некоторых исполнителях я бы и не знал. Учителю может нравиться современная музыка, а может и нет, но он должен быть в курсе, чем живут его ученики, что их интересует, что они любят, а к чему равнодушны. А иначе, какой из него наставник!?

Приняв классное руководство, стремлюсь, чтобы это был не только сплочённый коллектив, но и одна большая, дружная семья, где вместе грустят и радуются, участвуют в мероприятиях, принимают решения. К примеру, куда поехать на экскурсию летом — в Элисту, Волгоград, Крым или Пятигорск. У меня уже было четыре выпуска — и всегда мы путешествовали. Нынешним девятиклассникам в этом отношении повезло меньше — препятствием послужило вначале моё здоровье, потом пандемия. И только собрались наверстать упущенное — СВО. В такой обстановке дальние поездки — неоправданный риск. Отложили даже традиционную поездку после выпускного в Пятигорск, и, как показали недавние события, ненапрасно.

Стараемся разнообразить школьные будни в родном краю. В течение учебного года приглашали для беседы православного батюшку, сами в храм ходили на экскурсию. И всем было интересно, даже не христианам, а их в классе — 30%.

В нашем классе нет различия по национальному признаку и национальный вопрос никогда не поднимается. К тому же считаю, что и мусульмане должны знать традиции и обычаи земли, которая стала их Родиной, ведь все они родились в х. Потапов. Тем более, что главные ценности во всех религиях одинаковы. Например, отношения к нецензурной лексике. На некоторых учеников, злоупотребляющих бранью, действуют объяснения, что мат — это грех. Других же после неблаговидного проступка достаточно отвести в сторонку, поговорить по душам, чтобы подобное не повторялось. А третьим требуется и повышение голоса, и большая строгость. Но всё это не значит, что я меньше люблю тех, кого ругаю. В семьях родители тоже нередко ругают детей. Вот и у нас всё, как в большой семье. И к каждому ученику нужен индивидуальный подход. Без этого успехов не достигнуть ни в учёбе, ни в воспитании, — считает М.М. Скляров.

Ученики Михаила Михайловича Склярова постоянные участники олимпиад, конкурсов, фестивалей и прочих мероприятий, где занимают призовые места. А ещё они дружат со спортом, многие парни занимаются казачьими шермициями. Не враг спорту и Михаил Михайлович. Он заядлый футболист. А в походах на природу играет вместе с учениками.

Заслуженные награды М.М. Склярова впечатляют — это грамоты Министерства образования Ростовской области, грамоты Министерства Образования Российской Федерации. Он лауреат Губернаторской премии в национальном проекте «Образование».

— Все мои достижения — заслуга всего коллектива школы, который меня поддерживает, заслуга родителей учеников — без их поддержки, в одиночку любой учитель не сделает и половины из задуманного. А ещё мне просто везёт все годы педагогической деятельности — ученики — замечательные.

И самая большая для меня награда — выпускники меня не забывают, значит, работал не зря, и в их душах осталось, что-то хорошее подаренное школой, помимо полученных знаний. Некоторые вспоминают, как я их ругал и говорят: «Эх, мало вы нас ругали!». Иногда подмечаю в учениках свои жесты и фразы и радуюсь, как бы радовался отец, наблюдая за своими детьми. Очень нравится наблюдать, как мальчишки и девчонки растут, взрослеют, меняются. А потом приходит в гости уже не ученик, а взрослый, состоявшийся человек, взгляды и мироощущения которого формировались здесь, в школе, и я был к этому причастен. Это приятно. Это один из факторов, делающих работу любимой. Ведь задача педагога не только делиться знаниями, но и житейским опытом. Впрочем, делиться опытом, оберегая ребят от ошибок молодости, несложно, если потрудиться над развитием взаимопонимания и любить детей, — считает М.М. Скляров.

В том, что М.М. Скляров любит детей и свою работу можно не сомневаться. Иначе, он не сумел бы привить любовь к профессии своей дочери, которая трудится учителем русского языка и литературы в г. Ростов-на-Дону, продолжая семейную династию.

Н. Парфенова

Фото из альбома М.М. Склярова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Перейти к содержимому