Журналисты различных СМИ с энтузиазмом восприняли провозглашение губернатором Ростовской области В.Ю. Голубевым 2024 год — Годом добрых дел, потому, что людей в каждом населённом пункте, совершающих добрые поступки немало, и о них, конечно, хочется рассказать в своих изданиях. Одна из них — жительница станицы Большовская Алла Николаевна Семибратова. Её доброта и помощь направлена на братьев наших меньших.
Началось всё около пяти лет назад, когда Алла Николаевна увидела в соцсетях информацию региональной организации «Делай добро», рассказывающую о собаке, живущей в промзоне недалеко от Волгодонска, где она выкопала яму и собиралась там обзавестись потомством. Алла Николаевна позвонила в организацию и сказала, что готова взять собаку под свою опеку.
— К моим словам отнеслись положительно и немного настороженно, выясняя, навсегда я готова взять собаку или на время, не поддалась ли я минутному порыву, а потом выброшу животное на улицу. Ещё были опасения, что собачка станет мамой по дороге в станицу. Однако, переезд прошёл благополучно, а щенки на свет появились через два дня. И было их одиннадцать! Знаю, что люди разводящие породистых собак от половины такого огромного помёта избавляются, чтобы оставшихся мать без труда могла выкормить. Я оставила всех. Щенят Багира, так зовут собаку, без проблем выкормила. Потом я их пристроила в добрые руки, Багиру стерилизовала и она осталась на моём подворье, вместе с охранником Джеком. Из Багиры охранник так себе: она помесь с лабрадором, а эта порода славится своей доброжелательностью, — рассказывает Алла Николаевна.
Сейчас на подворье Семибратовой одиннадцать собак и пятнадцать кошек. Есть среди них и отличные охранники, которые способны и лай поднять и, пожалуй, за ногу «тяпнуть». Это, кстати, не имеет ничего общего с агрессивностью. В каждом представителе вида, независимо от породы или беспородности заложен инстинкт охранника, заставляющий защищать свою территорию и хозяина. А подворье Аллы Николаевны собачки считают своей территорией, а её хозяйкой.
— С охраной подворья или предупреждением хозяина о том, что на территории чужой, беспородные собаки справляются не хуже, чем породистые. К тому же, обретя хозяина, они становятся верными и преданными. Иметь своего человека, защищать его — это тоже инстинкт, заложенный в собак тысячелетиями жизни рядом с людьми, — поясняет Алла Николаевна.
То, что Алла Николаевна стала для питомцев своим человеком, видно сразу. Едва она присела на кресло во дворе, как каждый питомец попытался забраться к ней на колени, приласкаться, завоевать внимание. И вопрос к Алле Николаевне, который хотелось задать: «Что вам даёт ваша волонтёрская деятельность?» отпал. На её лице появилась открытая улыбка, показывающая, что она занимается тем, что приносит радость душе. Многие односельчане поддерживают и одобряют её деятельность, но есть и такие, кто не понимает и едва ли не осуждает. Впрочем, это их трудности с восприятием доброты, но, неплохо было бы уяснить, что своей деятельностью такие люди помогают не только бездомным животным, а всем нам, неиспытывающим восторга от пребывания «бродяжек» на улицах.
Питомцев, Алла Николаевна берёт на передержку из приюта организации «Делай добро», находит на улицах станицы или их подбрасывают. Почти для всех она ищет новых хозяев в сельской местности, чтобы животным, привыкшим к подворью, не нужно было адаптироваться к новым условиям. Для этого она даёт информацию в СМИ (кстати, с помощью «Романовского вестника» обрели новый дом пять щеночков), в соцсети и т.д. Сейчас ждут, когда для них найдутся добрые руки и заберут их к себе шесть собачек — здоровых, задорных, имеющих прививки. Особи «женского пола» стерилизованы.
Остальных, по различным причинам, пристроить будет трудновато, особенно Эмму — собаку-инвалида, имеющую проблемы с задними конечностями. Но, Алла Николаевна не теряет надежды, что со временем Эмма встанет на лапы. Для этого она делает всё возможное — лечение, массаж, плаванье в бассейне летом. Этим летом волонтёр даже вывозила свою питомицу на море, что, несомненно, пошло на пользу здоровью — и Алла Николаевна сожалеет, что поплавать Эмме удалось лишь три дня.
Кроме заботы о животных на своём подворье и устройстве их дальнейшей судьбы, Семибратова раз в неделю ездит в Волгодонск, где занимается выгулом и кормлением собак, чисткой клеток в питомнике организации «Делай добро». И это на протяжении почти пяти лет!
— Когда я начала заниматься этой деятельностью, у нас было 37 собак, сейчас уже 100. Организации, подобные нашей, безусловно, снижают проблему бездомных животных, но решить её окончательно можно лишь тогда, когда общество осознаёт: выбрасывать собак и кошек на улицу нельзя, бесчеловечно! Либо за такие поступки нужно строго наказывать. А пока, к сожалению, бездомных животных не становится меньше.
В приюте организации «Делай добро» собаки получают питание, лечение, (руководитель организации Елена Алексеевна Сёмина, врач-ветеринар по профессии) проходят реабилитацию, так как не все они «белые и пушистые». Многие совершенно не доверяют человеку и относятся недружелюбно. Лечение этих недугов одно — ласка, любовь и терпение. Рядом с животными постоянно находятся два-три волонтёра. Приют существует на пожертвования неравнодушных людей, помогающих материально. Кто не может поддержать финансово, занимается постройкой вольеров и т.д. В свою очередь организация «Делай добро» оказывает помощь кормами таким волонтёрам, как я. Мне бы ни за что не удалось помочь такому количеству животных, если бы не эта помощь. Свои доходы тоже почти полностью трачу на питомцев, — рассказывает Алла Николаевна.
В разношёрстной команде Семибратовой кот Бакс (откликается исключительно на уменьшительно-ласкательное имя Баксик) даром хлеб не ест. Он служит охранником имущества почтового отделения в ст. Большовская, от мышей, где его хозяйка работает заведующей. Когда приходят клиенты, он скромно сидит на стуле позади Аллы Николаевны, с уходом посторонних перебирается на колени и мурчит. Вышестоящее почтовое руководство к этому члену коллектива относится более чем благосклонно — трудится Бакс отлично. В отделении не то, что мышей, а и духу их нет.
— Баксик тоже из бездомных, а поначалу его вообще можно было назвать диким. Ближе, чем на пять метров людей к себе он не подпускал — убегал. Приходилось еду ему бросать в кусты. Постепенно привык и с улицы переселился в отделение, оказавшись воспитанным котом, выполняющим возложенные на него задачи по отлову грызунов, — рассказывает Алла Николаевна.
Многие граждане ратуют за отлов и уничтожение бездомных собак, что вполне оправдано случаями их нападения на людей Сейчас это предпочитают называть модным словом «эвтаназия». Эвтаназия дословно переводится как хорошая смерть. Эвтаназия, как понятие, заключается в следующем — прекращение жизни человека или другого существа, страдающего неизлечимым заболеванием и испытывающего невыносимые страдания. Но, большинство бездомных собак никаких мук и страданий не испытывают, разве, что мук голода. Так гуманно ли лишать их жизни? А между тем в некоторых регионах уже приняты законы об умерщвлении бродячих животных, где проблема их нападения на людей стоит наиболее остро. Эвтаназии будут подвергаться животные, проявляющие немотивированную агрессию и неизлечимо больные. Но, как показала практика, и постоянно заявляют ветеринары, проблему с бродячими животными невозможно решить с помощью отлова и эвтаназии. Место ликвидированных займут другие. Так, что, мы должны быть благодарны людям, стремящимся из бродячих животных сделать домашних любимцев.
На традиционной встрече губернатора Ростовской области В.Ю. Голубева с представителями СМИ, от журналистов поступил, в числе других, и вопрос об эвтаназии животных. Не отрицая существования проблемы, губернатор ответил, что её решение будет зависеть от мнения населения области по этому поводу.
Сейчас с уменьшением числа бездомных собак, дело обстоит следующим образом. Администрации сельских поселений должны заключать договора, с определённой организацией, на отлов собак. При необходимости администрации делают заявку, оплачивают расходы и специалисты по отлову собак выезжают на место.
Отловленных животных забирают в приют, где их месяц проверяют на агрессивность и если таковой не обнаруживается, стерилизуют, ставят чип на ухо и привозят обратно, на прежнее место. Кстати, после стерилизации собаки становятся намного спокойнее. Но, даже «чипированных» животных люди нередко опасаются.
Хотелось бы узнать мнение читателей «Романовского вестника» об этой проблеме. Будем ждать ваших звонков и писем.
Н. Парфенова