Нет, наверное, на земле человека, который не помнит своего любимого учителя. И лётчики, и врачи, и спасатели, и дворники, и даже безработные когда-то были школьниками. Для многих земляков любимым педагогом стала учитель русского языка и литературы Потаповской школы Наталья Анатольевна Морозова.
Родилась и выросла Наталья Анатольевна в Милютинском районе. С детства дружила со спортом, участвовала в соревнованиях, ездила на туристические слёты. Подающую большие надежды девчушку заметили и пригласили в школу олимпийского резерва в Ростов-на-Дону, но родители предложение отклонили. С 5 класса Наталья Анатольевна начала мечтать о профессии учителя физической культуры — тут опять вмешались родители и убедили её в том, что это не совсем женская работа.
По окончании 9 класса Наталья Анатольевна поступила в Таганрогский педагогический лицей, а затем закончила и Таганрогский государственный педагогический институт. В Министерстве образования Ростовской области молодому учителю русского языка и литературы Н.А. Морозовой предложили поехать в Волгодонский район, в хутор Потапов, школа которого нуждалась в специалистах данного профиля.
В Волгодонской район на протяжении многих лет приезжают молодые специалисты. К большому сожалению, не все остаются надолго. В 1999 году Наталья Анатольевна впервые переступила порог Потаповской школы и сразу включилась в работу, не один раз вспоминая добрым словом мудрость родителей, по сути выбравших для дочери судьбу. Молодому педагогу предложили вести литературный кружок «Проба пера». Работы кружковцев печатались в газете «Романовский вестник». На протяжении нескольких лет воспитанники Н.А. Морозовой принимали участие во Всероссийском конкурсе сочинений различных уровней, «Без срока давности», Всероссийском конкурсе на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке и лучшее описание русской культуры на родном языке. Неоднократно являлся победителем муниципального тура учащийся школы Роман Мельников. Евгений Гречкин защищал честь школы и района на областном туре Всероссийской олимпиады школьников по литературе. Наила Искендерова была участником областного конкурса презентаций «Великая Отечественная война в истории моей семьи».
Более 10 лет Наталья Анатольевна возглавляет районное методическое объединение учителей русского языка и литературы. И, конечно, любит свою работу.
— Я уверена, знания, полученные на уроках русского языка и литературы, молодому поколению пригодятся в дальнейшей жизни. Русский язык — это не только правила правописания, но и умение донести до собеседника свою мысль, ярко рассказать о чувствах и эмоциях, отстоять своё мнение. Никогда не запрещаю ученикам высказывать своё мнение, даже если оно не совпадает с моим. Пожалуйста, спорьте, аргументированно доказывайте свою правоту.
Если в русском языке существуют правила, которые нельзя нарушать, то на литературных героев у каждого может быть свой взгляд. Особенно много споров вызывают герои классических произведений, к примеру, в пьесе А.Н. Островского «Гроза». Многие искренне недоумевают, чего не хватало в жизни Катерине, достаточно ли трагическими были причины, толкнувшие её на самоубийство. События той эпохи, описанные в классической литературе, современному человеку видятся иначе.
Важно, чтобы ученики не просто изучали произведения литературы, но и понимали чувства героев. И тогда классика открывается по-новому. И происходит чудо. Доказательством этого служит факт прочтения на едином дыхании даже мальчишками рассказов И.А. Бунина о любви, — рассказывает Наталья Анатольевна.
При всей любви к классическим произведениям и их героям, Н.А. Морозова — современный педагог, и считает, что Интернет может стать подросткам добрым помощником в получении информации, развить интеллект и повысить кругозор, необходимо лишь направить их стремления к новым технологиям в нужное русло.
Кредо педагога Морозовой — получить максимум положительных эмоций от урока самой и дать не меньше подобных эмоций детям. Наталья Анатольевна считает, что они приходят в школу не только за знаниями. Ученики ждут от учителя тепла и заботы, независимо от того первоклассники это или десятиклассники. Вместе с тем она — строгий педагог, строящий свои отношения с детьми на доверии и всегда говорящий правду. Ученики отвечают ей тем же.
Даже любимая работа — это всё же работа, от которой нужно отдыхать, переключаясь на что-то другое. И Наталья Анатольевна с успехом это делает — с удовольствием ухаживая за садом из фруктовых деревьев, который она обожает.
— После работы, нетребующей физических усилий, почувствовать усталость от другого рода занятий — это прекрасно. А ещё я люблю петь. Вот такое необычное у меня хобби, снимающее усталость, напряжение и стресс.
Для меня очень важно работать в дружном, мудром, творческом педагогическом коллективе, в котором всегда поддержат, поймут! С родителями учащихся стараюсь сотрудничать по принципам взаимного доверия и уважения, терпимости по отношению друг к другу — и они отвечают мне тем же, — сказала в заключение нашей беседы Н.А. Морозова.
Н. Парфенова