Встречаешься с долгожителями Волгодонского района, награждёнными юбилейными медалями в честь 80-летия Победы — и не перестаёшь удивляться их стойкости, силе духа, оптимизму, умению радоваться жизни. А на их долю выпало столько лишений, что книги можно писать, о том, как они своим трудом приближали Победу в Великой Отечественной войне.
— Не дай Бог никому пережить столько, сколько я пережила, — говорит 95-летняя жительница ст. Романовская Лидия Филипповна Скорнякова.
Упоминание Бога не к слову пришлось — Лидия Филипповна глубоко верующий, православный человек.
— Помню, как меня мама брала в церковь, когда я ещё была совсем крохой. И всю войну в часовенке нашей деревни шли богослужения. А жили мы в ту пору в Кировской области. В семье нас было двое — брат, намного старше меня и я — поздний ребёнок у родителей. Брат ушёл на фронт в начале войны, погиб за 2 месяца до Победы. Папа умер в 1941 году. И остались мы с мамой вдвоём, — рассказывает Лидия Филипповна.
После окончания Лидой 5 классов, бригадир сказал девчонке: «Вот тебе, Лидушка, вожжи, вот лошадка — и на поле — боронить. Пора трудодни зарабатывать. Хлеб нужен фронту».
— Два года боронила, потом за рычаги плуга взялась. Эта работа уже тяжелее. В нашем колхозе ни одного клочка земли не оставалось невспаханным, незасеянным. Наш колхоз был богаче, чем остальные, где всё делали вручную, а у нас лошади были. Проснёшься на рассвете — на лошадь и в поле, которое в 2-3 километрах от дома. Также и другие женщины, и подростки поступали. А других работников не было: на фронт все ушли.
Зимой хлеб возили обозами за 70 километров. Грузили сани рано утром. Часов в восемь отправлялись. К вечеру уже были в селе Сретинское, где делали остановку — давали отдых лошадям, поили и кормили их. В три часа ночи ехали дальше, до пункта приёма в село Глубинка. Правили лошадьми старики и парни и среди них я — одна девчонка. Мою подводу всегда в середину обоза ставили — оберегали, потому, что на обозы с хлебом нередко нападали грабители. Был в этих поездках у нас и ещё один враг — мороз: спасали тулупы и валенки. А вот весенней, летней и осенней обувкой на протяжении всех военных лет были лапти. Легко, нежарко — чудо, а не обувь, но изнашивались быстро, — рассказывает Лидия Филипповна.
Жизнь и тяжелая работа в сельской местности, да при скудном питании была не из лёгких.
— В хлебе травы — лебеды да конского щавеля было больше, чем муки. Выручали собственные огороды. У нас с мамой был небольшой участок 30 соток. Другие сажали и засевали и большие площади. А нам с мамой вдвоём и с этим управляться было нелегко. Мама уже была в возрасте, — говорит Лидия Филипповна.
Но была и другая, ещё более трудная работа, с которой женщины и подростки, казалось бы, справиться не могли. Лесозаготовки. Валить лес Лидия Филипповна Скорнякова попала в 16 лет.
— Топорами и пилами валили деревья, обрубали сучья, пилили их на метровые чурбаки. Оставляли лишь семенные деревья, чтобы со временем делянка вновь заросла лесом. Однажды нам с подружкой попалась ёлка, которую мы вдвоём, взявшись за руки, обхватить не могли. Таких гигантов я больше никогда не видела. Спилили мы её — и как только сил хватило!? Но, видать, неправильно подрубили — и дерево, что называется, село — не хочет падать. Мучились мы с ним, мучились и заплакали. Сидим, ревём в три ручья. Так и осталось дерево несваленным до прихода подмоги. Мы с той ёлки 6 кубов напилили. Трудно, конечно, было на лесозаготовках, но норму мы всегда выполняли, — с гордостью вспоминает Лидия Филипповна.
Родную деревню Лидия Филипповна покинула в 1960 году. К этому времени уже не стало её мамы, а домик, в котором они жили, совсем обветшал. 5 лет жила в г. Краснотурьинск Свердловской области, работала санитаркой в больнице. А потом знакомая предложила переехать на Дон в ст. Романовская, где была возможность получить работу доярки. Но, придя на ферму, Лидия Филипповна от этого предложения отказалась. Не трудностей испугалась: причины были другими. Устроилась в литейный цех дорожно-ремонтного завода (ныне Волгодонский опытно-экспериментальный завод), где проработала 10 лет. Кроме этого занималась хозяйством на собственном подворье. Трудовая книжка у Лидии Филипповны пухлая, от благодарностей. Она награждена медалью «За доблестный и самоотверженный труд во время Великой Отечественной войны», имеет звание Ветеран труда.
Лидия Филипповна сожалеет, что годы берут своё — и здоровье даже вязать не позволяет. Но она стойко сопротивляется и времени, и болезням, стараясь избегать чрезмерного потребления медикаментов, предпочитая им народные средства, информацию о которых черпает в журнале «Здоровый образ жизни». Не пренебрегает она и занятиями зарядкой. Про таблетки говорит так: «Я их видеть не могу!». А невестка — Алла Николаевна, с которой живёт пожилая женщина, шутливо отвечает: «А ты глазки закрой и проглоти».
10 лет назад Лидия Филипповна потеряла единственного сына, с которым были очень тёплые, трепетные отношения и взаимопонимание. Но и этот удар судьбы выдержала с присущими ей мужеством и стойкостью. А теперь её жизнь заключается в трёх внуках и трёх правнуках.
— Лидия Филипповна была замечательной мамой моему мужу, а сейчас она замечательная бабушка и прабабушка. Младшие для неё — смысл жизни, — говорит Алла Николаевна.
Очень приятно было встретиться с Лидией Филипповной, ещё и потому, что она постоянная читательница «Романовского вестника» — и всегда с нетерпением ждёт свежий номер районки. Спасибо, наша дорогая читательница, здоровья вам и долгих лет жизни!
Н. Парфенова