Реализация своей мечты — это счастье навсегда. И это отчётливо понимаешь после знакомства с учителем немецкого языка Краснодонской основной общеобразовательной школы Татьяной Ивановной Щепелевой. Её мечта стала реальностью 45 лет назад, когда она впервые переступила порог класса в качестве педагога. А было ей на тот момент всего 18 лет.
— Придя первый раз в первый класс, и познакомившись со своей первой учительницей, Анной Ивановной Лутошкиной, я начала мечтать о профессии педагога. И никогда в жизни, ни о какой другой не задумывалась. Анна Ивановна для меня была эталоном: на неё я стремилась походить во всём, — вспоминает Татьяна Ивановна.
Со школьной атмосферой Татьяна Ивановна не хотела расставаться даже дома, даже на каникулах, которые в отличие от других детей, она с радостью не ждала. И уроки перемещались домой — здесь маленькая девочка превращалась в строгую учительницу, а её младшие брат и сестра — в учеников. С каким наслаждением Татьяна Ивановна исправляла их ошибки красным карандашом, не передать словами. Она стремилась научить младших всему, что знала и умела сама, не жалея сил для достижения результатов. Такой она осталась до сих пор, по отношению уже к своим ученикам.
— В девятый класс вошла аккуратно и элегантно одетая учительница — Валентина Валентиновна Донецкая и сказала нам что-то на иностранном языке. У меня сердце от восторга замерло — как она смогла так легко и свободно произнести такие сложные слова. В этот день я определилась с выбором предмета, который буду преподавать. Второй моей учительницей по немецкому была Галина Прохоровна Бойко. Роль этих педагогов в моей судьбе переоценить невозможно. И Валентину Валентиновну и Галину Прохоровну я считаю своими наставницами, — говорит Татьяна Ивановна.
Закончив 10 классов, Татьяна Ивановна Щепелева собралась поступать в Ростовский педагогический институт, на факультет иностранных языков (Сейчас ЮФУ). И вот тут появились преграды на пути к исполнению мечты, в виде настойчивых советов родителей, главным образом — со стороны мамы.
— Мама закончила всего 4 класса. Из пятого она, ребёнок-войны, ушла, потому, что не хотела учить немецкий язык. Она отторгала всё, что даже косвенно ассоциировалось с фашизмом. Аргументы и доводы о том, что немецкий язык ещё и язык великих поэтов: Шиллера, Гете и других, на неё совершенно не действовали. Она советовала получить профессию швеи и всегда быть нарядно и красиво одетой или идти работать на почту. Я отлично понимала мать, которой в жизни пришлось немного щеголять в красивых нарядах: время такое было. Но, и расстаться со своей мечтой не могла, — рассказывает Татьяна Ивановна.
Не послушавшись советов родителей, Татьяна Ивановна попыталась поступить в пединститут. Экзамены сдала отлично, но не прошла по конкурсу и вернулась домой, в пос. Победа, где, в то время, жила семья. С мечтой о педагогической деятельности — не рассталась, но предстояло решить, что делать дальше, до новых вступительных экзаменов. И случилось чудо. В Краснодонской школе не было учителя по немецкому языку — и директор школы — Раиса Павловна Коваленко пригласила девушку, влюблённую в немецкий язык вести уроки. Татьяна Ивановна честно призналась, как она боится. Страх понятен, ведь её ученики были всего лишь на несколько лет моложе. «Поможем, подскажем, справишься» — заверила юную учительницу Раиса Павловна. Так и случилось.
— В Ростовский педагогический институт я поступила на следующий год, на заочное отделение, продолжая работать в школе. Вся моя трудовая биография связана с Краснодонской школой. И всегда я чувствовала поддержку и коллег по работе, и руководства нашего учебного заведения — Раисы Павловны Коваленко, Людмилы Алексеевны Токаренко, Оксаны Алексеевны Матвейкиной.
Заинтересовать школьников немецким языком, в наше время, когда повсеместно используется английский, нелегко. Но, Татьяне Ивановне Щепелевой это удаётся. Она даже с учениками 9 класса, поставила спектакль «Колобок» для начальных классов, на немецком языке, от которого были в восторге и дети и взрослые. Секрет её успеха — любовь к своему делу.
— Очень люблю работать с детьми, люблю немецкий язык. Но в том, что я никогда бы не смогла жить в Германии, убедилась, побывав в гостях у брата, который живёт в Кёльне. Превратности судьбы — он терпеть не мог немецкий язык в школе, а пришлось жить среди немцев. Мне же многие немецкие черты характера импонируют — аккуратность, пунктуальность, даже педантизм. Но, я иностранка с русской душой, всё своё мне дороже во сто крат.
Перед встречей с истинными носителями немецкого языка волновалась, конечно, опасаясь, что они усмотрят непростительные ошибки в произношении, в построении фраз. При посещении музея в Кёльне, экскурсовод спросила у меня на немецком языке, понравились ли мне экспонаты. И я оставила свой отзыв в книге посетителей. Естественно, написала его на немецком, чем немало удивила фрау. После этого осмелилась заговорить с соседями — и они не только отлично меня поняли, но, и отметили хорошее владение языком. Это, разумеется, добавило уверенности в прочности своих знаний и умений, которыми я делюсь с учениками. И меня очень радует, что мои дети (у меня состоялось 10 выпусков) меня не забывают. И, конечно, они тоже мои, как родные дети и внуки, — признаётся Татьяна Ивановна Щепелева.
Поздравляя Татьяну Ивановну Щепелеву с трудовым юбилеем, коллеги в числе прочих добрых пожеланий, очень хотели, чтобы она, как можно дольше не оставляла школу.
Н. Парфенова