Христос Воскресе

Христос Воскресе, смерть поправый и мертвые воздвигнувый, людие веселитеся.

(припев 9-й песни Пасхального канона)

Светлое Христово Воскресение — главный и древнейший христианский праздник, центр христианской жизни.

Смысл этого праздника состоит в том, что согласно учению Православной Церкви, Господь Иисус Христос принял на Себя грехи всего человечества, искупил их, умерев на Кресте и на третий день, как было предсказано, воскрес из мертвых, даровав возможность спасения и вечной жизни всем верующим в Него и принимающим Его жертвенный дар. Тайна Воскресения, во всей силе и славе явленная в пасхальную ночь, начинает открываться уже на Кресте. Крест Христов — это не только орудие позора, но и знамение победы и торжества. «Ни- чем иным, как только Крестом Господа нашего Иисуса Христа упразднена смерть, разрешен прародительский грех, ад лишен своей добычи, даровано воскресение… устроено возвращение к первоначальному блаженству, открыты врата рая и соделались чадами Божиими и наследниками. Все это совершено Крестом» — пишет преподобный Иоанн Дамаскин. Воскресением Господа Иисуса Христа из мертвых завершился Богочеловеческий подвиг спасения и воссоздания человека. Воскресение явилось свидетельством того, что Иисус Христос есть истинный Бог и Господь, Искупитель и Спаситель. Пасха «столько превосходит все торжества человеческие и земные, сколько солнце превосходит звезды» свидетельствует св. Григорий Богослов. Победа Спасителя над силами ада дает каждому человеку возможность изменить свою жизнь, стать по слову Писания, «причастником Божественного естества» (2 Пет.1,4).

Пусть же единство в вере Христовой и надежда на Его Всеблагой Промысл, станут основанием для православных христиан к духовной радости о Воскресшем Господе. Укрепляемые благодатью Христовой, да не убоимся никакого зла мира сего, решительно изгоним из нашей жизни все противное Свету Христову, будем украшать себя христианскими добродетелями, и узрим славу Господню (Ин. 11,40). Будем, по слову апостола, утешать малодушных, поддерживать слабых, будем долготерпеливы ко всем (1 Фес.5,14), прославим добрыми делами нашего небесного Отца (Мф. 5,16).

Дорогие и возлюбленные 
о Господе братья и сёстры!
Сердечно поздравляю  всех вас с великим и светлым
Праздником Святой Христовой Пасхи!
Да подаст милостивый Господь всем нам,
молящимся и почитающим в
этот день Воскресшего
Христа, причаститься нетленной
Пасхи Господней 
в невечернем дне Царствия!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

Почему появился обычай ходить на Пасху на кладбище?

По этому вопросу есть несколько мнений. Некоторые считают, что обычай ходить на кладбище на Пасху зародился ещё до Октябрьской революции. В небольших деревнях погосты располагались рядом с церквями, а церкви были далеко не во всех сёлах. Верующие за много километров приходили пешком на ночную службу, приносили угощения. А наутро, так как уже прошли большое расстояние, заодно посещали могилы родственников. Другие считают, что традиция ездить на кладбище на Пасху появилась уже в безбожное Советское время. «За участие в Пасхальном богослужении или просто за освящение пасхального кулича и яиц человек запросто мог получить выговор на службе, лишиться очереди на квартиру, потерять должность.

Поэтому вместо храма люди стали в день Пасхи посещать могилы своих родных, тем более что традиционно в России кладбище было расположено неподалёку от церкви. Это было, своего рода религиозное диссидентство, когда верующий человек, лишённый возможности посещать храм, всё же отмечал, как мог, отнятый у него церковный праздник.

Когда ходить на кладбище и поминать усопших, если не на Пасху?

В Пасхальную неделю в церквях не поминают усопших, в Светлую Седмицу не служат панихиды. А для умерших в праздничную неделю даже устраивают отпевание по особому чину, включающему в себя множество пасхальных песнопений.

С точки зрения православной традиции, посещать кладбища на Пасху не следует. Христово Воскресение — это торжество жизни над смертью, свидетельство того, что у Бога — все живы. Пасха — день радости, а не скорби. Поэтому в течение всей пасхальной седмицы в храмах не проводятся заупокойные службы и панихиды. Церковь говорит, что поминать усопших и посещать кладбища нужно на девятый день после Пасхи — в Радоницу. Именно вторник следующей после Светлой седмицы недели является в Церкви особым днём поминовения усопших. Традиция эта русская.

Поэтому если человек приходит на кладбище на Пасху, но пренебрегает основной службой, участием в Литургии, в панихиде на Радоницу, он, прежде всего, лишает своих близких той радости, того соединения со Христом, которое могло бы произойти, если бы он следовал специально отведённому Церковью дню для уместного поминовения.

Настоятель храма Архистратига Михаила иерей Петр Зайков

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Skip to content