Каждый день врачи-неврологи видят в своём кабинете людей, чью жизнь изменила мигрень. и эта цифра продолжает расти. Анастасия Бородина,врач-невролог-цефалголог ИНВИТРО объясняет тревожную тенденцию: современный ритм жизни создает идеальные условия для развития заболевания, которое ВОЗ внесла в список 19 болезней, наиболее нарушающих социальную адаптацию человека. Ко Всемирному дню мигрени специалист развенчивает опасные мифы о «сосудистых проблемах», рассказывает о научных открытиях в понимании механизмов болезни и объясняет, почему мигрень стала «болезнью успешных людей».
Динамика распространения: почему о мигрени говорят все больше?
Если кажется, что мигрень стала встречаться чаще, то это не иллюзия. Статистика подтверждает рост обращений, и связано это с несколькими ключевыми факторами.
Во-первых, мы стали лучше диагностировать. Раньше человеку с периодическими головными болями часто говорили: «это сосудистое», «переутомился», «выпей обезболивающее». Сегодня и врачи, и пациенты больше осведомлены о специфических критериях мигрени. Люди не терпят боль, а идут к специалисту, чтобы получить не просто обезболивающее, а эффективное лечение.
Во-вторых, изменилась наша жизнь. Ритм мегаполиса, постоянный стресс, цифровизация, ненормированный рабочий день, нарушение режима сна – все это мощные триггеры, которые запускают мигренозные приступы у предрасположенных людей. Я часто спрашиваю пациентов: «После чего начался приступ?» И слышу: «не поспал», «перенервничал на работе», «просидел весь день за компьютером». Современный образ жизни – идеальный шторм для мигрени.
В-третьих, экология и питание. Мы стали потреблять больше продуктов с искусственными добавками, особая роль отводится продуктам, богатым тирамином, которые часто являются триггерами мигрени – горький шоколад, твердые сорта сыров, копчености, фастфуд. Также провоцирующими факторами мигрени могут быть избыточный прием кофе, красное вино, пиво, шампанское, цитрусовые, голод.
Так что рост распространенности – это во многом рост выявляемости и цена, которую мы платим за прогресс. Хорошая новость в том, что, понимая эти причины, мы можем работать над профилактикой.
Несколько фактов о мигрени, которые вас удивят
1. Мигрень – это одна из самых распространенных первичных головных болей, у которой есть наследственная предрасположенность, проявляющаяся в повышенной возбудимости нейронов коры головного мозга и тригемино-васкулярной системы, которая включает волокна и ядро тройничного нерва, а также сосуды твердой мозговой оболочки. При воздействии провоцирующих факторов (триггеров), происходит активация вышеуказанных систем, выделение болевых воспалительных белков, в особенности, кальцитонин-ген-связанного пептида (CGRP), что приводит к расширению сосудов мозговой оболочки, временному нейрогенному воспалению и передаче болевых импульсов в отделы мозга, которые участвуют в механизме мигренозной головной боли. Как мы видим, мигрень развивается не от остеохондроза и повышенного внутричерепного или артериального давления.
2. Аура – это фаза мигрени, которая может проявляться разными неврологическими преходящими нарушениями, которые длятся в течение 5-60 минут, с последующим появлением головной боли. Механизм мигренозной ауры связывают с возникновением и распространением в направлении от зрительной коры к лобно-височным областям головного мозга волн возбуждения нейронов.
Аура – это не только «слепые пятна». Все знают про зрительную ауру – мерцающие zig-zag, вспышки света, выпадение поля зрения. Но аура бывает и другой: сенсорной (ощущение мурашек, онемение в руке), речевой (трудно подобрать слова) и даже двигательной (слабость в конечности). Ко мне однажды пришла пациентка в панике, решив, что у нее инсульт, потому что у нее немела рука и она не могла говорить. После обследования выяснилось, что это была мигрень с аурой. Важно отличать одно от другого, но без паники.
3. «Мигрень – это болезнь бездельниц». Этот чудовищный миф жив до сих пор. На самом деле, частой и хронической мигренью страдают люди активные, амбициозные, ответственные, склонные к перфекционизму. Их нервная система просто быстрее истощается от перегрузок. В моей практике огромное количество пациентов – успешные бизнес-вумен, молодые мамы, руководители проектов.
Революция в диагностике и лечении: от таблеток «от головы» к таргетной терапии
Здесь за последние 5-10 лет произошел настоящий прорыв.
В диагностике золотым стандартом остается подробная беседа с врачом. Мы используем специальные дневники головной боли, где пациент отмечает частоту, силу, характер боли, триггеры и прием препаратов. Это бесценная информация. Ни один МРТ-снимок не покажет мигрень. Снимок нужен, чтобы исключить другие, более грозные причины боли. Но диагноз ставится клинически.
В лечении мы наконец-то ушли от простого купирования приступов к полноценной профилактической терапии.
Устаревший подход: пить обезболивающие пачками. Это приводит к опасному осложнению – абузусной (лекарственной) головной боли, когда мозг «бунтует» против постоянного потока анальгетикови боль становится ежедневной. Бороться с этим сложнее, поэтому не рекомендован прием обезболивающих препаратов более 2 дней в неделю.
Современный подход:
1. Купирование приступа: мы используем препараты из группы триптанов. Они действуют не как простые анальгетики, а именно на механизм мигрени, сужая расширенные во время приступа сосуды и блокируя передачу болевого сигнала. Но их тоже нужно применять разумно, не более 2 дней в неделю, в том числе уточнив противопоказания у врача на приеме.
2. Профилактическое лечение – это главное достижение! Его цель – снизить частоту, интенсивность и продолжительность приступов. Помимо ранее используемых для профилактического лечения мигрени групп препаратов: некоторых антиконвульсантов, бета-адреноблокаторов, антидепрессантов с противоболевым действием и кандерсартана, появились новые:
· Моноклональные антитела – это препараты, которые целенаправленно (таргетно) блокируют белок CGRP или его рецептор, ключевой участник болевого приступа при мигрени. Они вводятся в виде укола раз в месяц или даже в три месяца. Это изменило жизни тысяч пациентов с тяжелыми формами мигрени. Они практически не имеют серьезных побочных эффектов, в отличие от старых препаратов. Я видела, как мои пациенты, которые годами не могли нормально работать и жить, благодаря этой терапии возвращаются к активной жизни.
· Ботулинотерапия, применяемая у пациентов с хронической мигренью по протоколу PREEMPT в проекции 7 групп мышц головы и шеи, тем самым блокируя высвобождение болевых нейропептидов через ветви тройничного, затылочных и цервикальных нервов.
· Гепанты — это новые таблетированные лекарственные препараты используемые, не только для профилактики, но и для купирования мигрени, в том числе и эпизодической. Они также целенаправленно воздействуют на рецептор CGRP, снижая частоту и интенсивность мигренозных приступов. Особенно подходят для женщин, планирующих беременность, так как препарат полностью выводится из организма через 2-3 дня.
Вывод мой как врача прост: если у вас периодически бывают сильные головные боли, которые мешают вам жить, – не терпите и не занимайтесь самолечением. Обратитесь к неврологу-цефалгологу. Сегодня мигрень – это не приговор, а хроническое заболевание, которое можно и нужно эффективно контролировать. Мы можем сделать так, чтобы болезнь не управляла вами, а вы управляли ею.
Иллюстрация создана нейросетью Шедеврум
