Филолог Гриздренко: «Человек — это целая планета, будь то литературный герой или современный школьник»

Филолог Гриздренко: «Человек — это целая планета, будь то литературный герой или современный школьник»

В феврале 2023 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ об увеличении количества премий лучшим учителям России за достижения в педагогической деятельности. Премия выплачивается ежегодно ко Дню учителя. В этом году 35 лучших учителей Ростовской области удостоены этой премии. Одна из них — учитель русского языка и литературы Романовской средней общеобразовательной школы — Екатерина Андреевна Гриздренко, педагог высшей квалификационной категории, стаж работы которой составляет около 22 лет. Её методические разработки не раз занимали призовые места в конкурсах регионального уровня, печатались в учебно-методических журналах и имеют высокую экспертную оценку представителей педагогического сообщества.

Для прохождения конкурса на присуждение премии Екатерина Андреевна представила не только свой педагогический опыт, но и достижения в общественной деятельности и наставнической работе: с 2020 года она является наставником для ребят школьного волонтёрского отряда «Горячие сердца». Под её руководством они прошли конкурсный отбор в региональную школу добровольчества «Новый поворот». А в 2023 году отряд «Горячие сердца» стал обладателем премии «Добро на Дону» в номинации «Готовы к перемене» и получил оснащение для кабинета добровольца.

Екатерина Андреевна Гриздренко — счастливый человек: её глаза светятся радостью и энтузиазмом, когда она рассказывает о своей работе. Профессия учителя для выпускницы Волгодонского педагогического колледжа с красным дипломом Гриздренко стала всем: и работой, и увлечением, и способом самореализации и личностного роста. Именно желание личностного роста как педагога и наставника заставляет её не останавливаться на достигнутом. После педколледжа Екатерина Андреевна поступила и окончила «Южный федеральный университет» по специальности «Русский язык и литература». Сейчас личностный рост повышается благодаря участию во Всероссийских проектах: в 2020 году Екатерина Андреевна была наставником полуфиналиста Всероссийского конкурса «Большая перемена»; в 2021 году вошла в число полуфиналистов Губернаторского конкурса «Лидеры Дона» как руководитель школьного волонтёрского отряда «Горячие сердца» и была номинирована на получение Всероссийской премии молодёжных достижений «Время первых».

Для повышения квалификации Гризденко регулярно посещает семинары, вебинары и образовательные программы. В 2021 году по результатам конкурсного отбора прошла курсы повышения квалификации в Образовательном Фонде «Талант и успех», действующем на базе ОЦ «Сириус» г. Сочи, по программе «Литературное творчество в рамках профильного и углублённого изучения предметной области «Филология» в школе».

В детстве Екатерина Андреевна мечтала стать библиотекарем: нравилось не только чтение литературы, но и тихий шелест страниц. Потом, как и многие девочки хотела быть актрисой. А после окончания школы вдруг растерялась и расстроилась, потому что все одноклассницы определились с выбором жизненного пути, а она стояла на распутье. И решила последовать примеру своих любимых учителей, которые впоследствии стали наставниками: Натальи Леонидовны Лопушинской и Елены Александровны Егоровой, и связать свою судьбу со школой. (Кстати, Екатерина Андреевна выпускница Романовской школы) И не ошиблась с выбором, сделанным, скорее подсознательно, на уровне интуиции. В профессии педагога для Екатерины Андреевны слились воедино и воплотились все детские мечты.

— Даже за один урок приходится проживать несколько ролей — быть строгой к одним и ласковой с другими, ведь для каждого ребёнка необходим индивидуальный подход. У самого отчаянного хулигана есть сильная сторона, которую надо найти и опереться на неё — и тогда у него вырастают крылья за спиной и готовность свернуть горы, изучая предмет. И каждого необходимо увлечь, заинтересовать, удивить. Любое познание начинается с удивления. И тогда у ребят загорается огонёк в глазах — и у меня на сердце тепло.

— И чем же можно удивить современную молодёжь на уроках русского языка?

— Например, предложив отыскать в русском языке слово, не имеющее корня. Это слово — вынуть. Или найти слово, пишущееся с тремя «Е» -длинношеее. А ещё поставить отличную оценку за прогулку по станице и чтение объявлений афиш и баннеров, разыскивая ошибки в них. Представляете, сколько у ребят было радости, когда они справлялись с заданием и показывали мне фото текстов с ошибками. Уроки трудного русского языка можно превратить в весёлые и забавные, применяя занимательные правила. Запоминание трудных ударений, в которых часто делают ошибки и взрослые, легко и непринуждённо осваивается с помощью потешных, рифмованных строк — «ели, ели торты — не налезли шорты». И на перемене класс дружно скандирует правило.

Свою задачу как педагога, вижу не только в том, чтобы научить школьников грамотно писать, но и привить любовь к русскому языку — могучему, красивому, самобытному. Русский язык, как и все другие языки, развивается и меняется — с этим надо смириться: так было всегда. Речь жителя 15 века современный человек не сразу поймёт, хотя он и будет говорить на русском языке. Но с чем смириться невозможно, так это с массовым и стремительным засильем русского языка англоцизмами, которые чужды и не всегда понятны по смыслу для большинства. Вам знакомо слово франшиза?

— Да. Пару месяцев назад посмотрела в словаре, а потом «простым» языком объясняла значение слова и само понятие, подруге, сопровождая примерами. Так она смеялась громче, чем в цирке.

— Вот видите! А ведь это не единственное слово. Задача педагога научить ценить и беречь русский язык. Впрочем, это задача и родителей. Сейчас почти все в сообщениях прибегают к сокращению слов. Скоро потребуется словарь сокращений: СП — спасибо, ПЖ — пожалуйста. Я уже не говорю об отсутствии знаков припинания! С такими явлениями, кстати, не только на уроках как педагог, но и дома как мама 14-летней дочери стремлюсь бороться, используя и педагогический опыт, и силу убеждения.

— Екатерина Андреевна, меняется не только русский язык, но и многие, некогда казавшиеся незыблемыми, образы литературных героев. В школе 70-80-х годов Анна Каренина, Евгений Онегин и многие другие были безоговорочным олицетворением борьбы за новые идеалы в обществе, за свободное выражение своих чувств и прочее. Есть ли сейчас рекомендации, о том, как педагог должен представить героев ученику? «Белыми и пушистыми» или…?

— Категорических критериев в оценке героев сейчас нет. Больше приветствуется развитие у школьников критического мышления и добиться этого можно на уроках литературы. Приучать не полагаться на мнение одного человека, а использовать различные источники информации и собственные суждения. У нас есть такая литературная игра — «Суд», где ученики играют всех персонажей настоящего судебного процесса. Разворачиваются яростные баталии по защите и обвинению того или иного литературного героя. Девочки не могут простить Онегину его отношения к Татьяне.

В героях произведений важно увидеть людей, живших в определённую эпоху, с определёнными правилами, с понятиями о добре и зле. И о том, что считалось приемлемым в ту эпоху, а что вызывало порицание, детей должен познакомить учитель. И учителю литературы не обойтись без привлечения исторических фактов и объяснений поступков героев с психологической точки зрения. Подходить с однозначными оценками к поступкам литературный героев нельзя — это не математические формулы, а люди с достоинствами и недостатками. Человек — это целая планета, будь то литературный герой или современный школьник.

— Доктор биологических наук, член корреспондент Российской академии образования, нейробиолог Татьяна Черниговская утверждает, что «Образование подразумевает некоторую долю принуждения, если не сказать насилия». Но, как мне кажется, это теория.

— Отчасти Черниговская права. Ребёнок, хочет он того или нет, должен ходить на уроки, заниматься изучением предметов, следовать дисциплине. Задача учителя сделать так, чтобы ученик не испытывал, чувства, что его заставляют и принуждают, разбудить интерес к получению знаний. Учителю в одиночку это сделать проблематично. Наравне с педагогами популяризировать ценность знаний должны родители, которым под силу и поднять авторитет учителя в глазах ребёнка.

— Чтобы вы пожелали коллегам, родителям и школьникам в новом учебном году?

— Хочу, чтобы родители поняли сами и донесли до детей важность получения знаний, осознали последствия неуспеваемости по школьным предметам. И тогда у многих молодых людей исчезнет убеждение, в том, что можно отлично устроиться в жизни и без образования. Такое случается, конечно, но не часто. И всем желаю мира, добра, счастья и здоровья!

Н. Парфенова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Перейти к содержимому