Пополнение в конном клубе:
четыре соколёнка и рыженьких котёнка

Пополнение в конном клубе:четыре соколёнка и рыженьких котёнка

Переезд конного клуба «Донские казачки» год назад на новое место жительства оказался счастливым для братьев наших меньших. Разместились «казачки» в конце станицы Романовская, почти на берегу Дона с большим комфортом и привольем. У руководителя клуба — Екатерины Романько появились дополнительные хлопоты и заботы. Сейчас «на подворье» живут четыре лошади, три собаки, четыре рыжих котёнка и четыре соколёнка. Какой-то мини зверинец, а не конный клуб!

— У меня даже в мыслях не было заводить некоторых «постояльцев». Котят подбросили. И хоть их милота зашкаливает все мыслимые пределы, если они обретут другой дом, буду очень рада. Одного рыжего уже удалось пристроить в добрые руки, — рассказывает Екатерина Романько.С соколятами всё намного сложнее. В клуб они попали от нашего доброго, готового лечить всех, кто летает и передвигается на четырёх лапах и копытах, ветеринара. К ней птенцов сокола пустельги притащили «сердобольные» жители Волгодонска, которые их нашли. Вначале, по-видимому, хотели оставить птиц себе, но, не справившись с уходом и содержанием, решили отнести ветеринару. Все соколята разного возраста — и это позволяет сделать вывод, что птенцы из разных гнёзд. Сокол-пустельга отлично приспосабливается к жизни в городских условиях и с каждым годом в Волгодонске их всё больше.
Особенно хочется отметить — сейчас у птиц идёт обучение молодняка полётам. И если кто-то увидит птенца-слётыша, сидящего под деревом и, на первый взгляд, беспомощного, не берите его и как можно быстрее покиньте это место. Желая помочь, вы навредите пустельжонку. Птенец не выпал из гнезда, его не бросили родители — они где-то рядом. И вернутся к малышу, который учится летать, как только увидят, что человека нет рядом. Завести в городской квартире сокола-пустельгу в качестве домашнего любимца — плохая идея. Размах крыльев пустельги, самой маленькой птички в отряде соколиных, составляет 70 сантиметров. Представьте этот «аэроплан» у себя в доме и откажитесь от этой затеи. Живёт пустельга долго — до 25 лет, и все эти годы вы должны будете за ней ухаживать, кормить, лечить, при необходимости.
Не все птенцы после общения с людьми были здоровы. Вылеченных соколов предложили забрать в конный клуб. Сейчас птички окрепли, не страдают отсутствием аппетита. А хищные птицы питаются исключительно мясом. Причём, поглощают еду по массе равной трети собственного веса и очень быстро растут. Раньше, приглашая в конный клуб, я говорила, что мы рады гостям, которые принесут морковку и яблоки коням, то теперь не возражаем, если посетители угостят наших птиц кусочком печени или курицы.
И всё же корм для соколов — не самая большая проблема, во всяком случае, пока они ещё птенцы. Настоящая проблема — жильё для птиц. Сейчас они находятся в клетке, из которой уже выросли. Необходимые материалы для строительства клетки значительно большего размера имеются. Уже сварен каркас, на который нужно натянуть сетку и сделать крышу. Работа неособо сложная: с ней справится любой мужчина, имеющий небольшие навыки, — говорит руководитель конного клуба Екатерина Романько.

Катерина, а может отпустить соколов на волю? Нет птицы — нет проблемы.

Если бы это было возможно, я бы так и поступила. Но эти соколы на воле не выживут, умрут с голода. У них человеческая рука ассоциируется с едой. Охотиться самостоятельно они не научились. Эту науку птенцам преподают родители, а наши пустельжата выросли с человеком. Научить птенца охотиться может и человек, если они попали к нему совсем крохами и у него есть цель подготовить птиц к жизни в дикой природе, — считает Екатерина Романько.

Как такое возможно?

Есть различные методики. Но лучше расскажу о своём опыте воспитания сойки. Сойка — птица отряда вороновых. По сути та же ворона, только с более красочным оперением. Подобрали мы с сыном птенца ещё голеньким, с несколькими пушинками на теле. Оставлять его было никак нельзя. Родители, выпавшего в таком возрасте птенца, обратно в гнездо не затащат, сам ещё летать он не умеет. А значит — без нашего вмешательства ему было суждено стать обедом для кошки. Дали птенцу имя — Голубчик, потому что было не понять, что это за птица. Вначале думали, что это птенец голубя.
Как только Голубчик немного подрос, начался процесс воспитания и обучения. Еда в клетку, например кузнечики, доставлялась слегка обездвиженной, а ловить её предстояло нашему подопечному самому. А он в руки смотрит, еду ждёт, возмущается, кричит. Жалко, но необходимо заставить понять, что пища рядом прыгает. Сообразил — и начал охотиться. Потом стали отпускать на волю. Вылетала птица через форточку, таким же образом возвращалась обратно.
Некоторые оптимисты утверждают, что став взрослыми, наши соколы будут летать по территории клуба и грызунов ловить. Сомневаюсь, что они в бегущей мыши заподозрят еду, если они её видят только в виде мяса, нарезанного кусочками. Хотя может быть проснутся и возьмут вверх природные инстинкты.
А наш подросший птенец, который уже несильно отличался от взрослой птицы, начал шалить. У соседки на балконе начал кто-то вырывать с корнем рассаду, которая исчезала неизвестно куда. Чудеса! И продолжались эти чудеса до тех пор, пока мы не «застукали» нашего чудесника на месте преступления. Вырывал рассаду наш Голубчик, бросал её вниз и смотрел, как летит. Потом начал воровать у женщин, торгующих на рынке, виноград кишмиш. Вначале они его гоняли, а узнав, что это домашняя птица — полюбили и начали подкармливать.
Чем больше взрослела птица, тем больше времени проводила на воле. В последний раз прилетела уже не одна, а с семейством — две взрослые сойки и три молодые. Прилетали на дерево, где Голубчик всегда прятал запасы. Наш птенец залетел в квартиру, а семейство осталось на дереве и панически верещало. Больше мы своего или свою сойку (в половой принадлежности не разобрались) не видели. Было немного грустно, но мы с самого начала готовили птицу к жизни на воле. К тому же, это не сокол, а ворона, найти пропитание, приспособиться ей легче, — рассказывает Екатерина.

Так может, продать соколов любителям соколиной охоты?

Не получится. Сокол пустельга получил своё имя потому, что человек не смог приучить его исполнять свои прихоти. Пустельга, значит, пустая, непригодная для соколиной охоты птица, — объясняет Екатерина Романько.
Выхода нет. Видать судьба такая у соколов — жить в конном клубе на радость тем, кто приходит сюда покататься на лошадях или просто пообщаться с животными. Наблюдать за соколами очень интересно. А помощники в изготовлении клетки для них думаю, найдутся — неравнодушных людей у нас в районе немало.
Н. Парфенова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Перейти к содержимому