Есть люди (и их немало) которые ни разу за всю жизнь не вспомнили о существовании теоремы Пифагора или произведениях Достоевского. Честно скажу, мне тоже знакомство с романами Фёдора Михайловича не пригодилось, не говоря уже об открытиях великого грека. Разве что не забываемая школьная шутка — «Пифагоровы штаны на все стороны равны», а никак не построение геометрии прямолинейных фигур. А стиль вышивки — тамбурный шов, которому меня научила учительница труда или несколько способов завязывания узелка на нитке после завершения швейных работ, не только помню, но и пользуюсь до сих пор. Вспоминаю и задушевные беседы «за жизнь» во время рукоделия. Это я всё к тому, что моя любимая литература и уважаемые точные науки необходимы и важны, но уроки труда (сейчас — это уроки технологии) отнюдь не второстепенный предмет. Невозможно найти человека, которому не приходилось бы пользоваться иголкой и ниткой.
В Романовской школе уроки технологии уже 23 года преподаёт Елена Владимировна Абрамова.
— Уроки технологии начинаются с первого класса. Малыши вышивают, делают аппликации, работают с бумагой. Я преподаю технологию у девочек средних классов. С 5 по 7 класс будущие хозяйки проходят швейное дело — знакомятся с устройством швейных машин, шьют фартуки, юбки, ночные сорочки и т.д. и, разумеется, получают навыки ручной работы с тканями, иглой и нитками.
В дальнейшем мои ученицы станут экономистами, врачами, почтальонами… Да, хоть министрами — это неважно. Главное, перед ними никогда не встанет проблема оторванной пуговицы. Не скажу, что все девочки увлекаются рукоделием, а урок технологии для них является любимым. Не беда, так или иначе, но они научатся тому, что им пригодится в жизни, — говорит Е.В. Абрамова. А для самой Елены Владимировны рукоделие в детстве и юности было большим увлечением. Она с удовольствием вязала, вышивала, мастерила поделки, иной раз из бросового материала.
С выбором профессии Е.В. Абрамова определилась довольно поздно. Ближе к выпускным экзаменам решила стать педагогом, как и её родственники — папа, мама, дедушка и бабушка, а также дядя и тётя. Отец Елены Владимировны, Владимир Аркадьевич Жиряков — учитель технологии Романовской школы всего 5 лет назад, как ушёл на заслуженный отдых. Некоторые колебания у Елены Владимировны возникли лишь с выбором между математикой (тоже любимый предмет) и трудом. Чаша весов в душе склонилась в пользу труда, по причине творческой направленности профессии. И она, окончив школу, поступила в Константиновское педагогическое училище, чтобы стать учителем труда и черчения. Закончив педучилище, вернулась в родную Романовскую школу, в качестве педагога. Ростовский педагогический институт, факультет «Предпринимательство и технологии» Елена Владимировна окончила заочно.
— Будущая профессия меня совершенно не пугала. И мои первые уроки вызывали лишь некоторое волнение, не более того. Некоторое время ощущала себя ученицей, потому что рядом были учителя, которые ещё меня учили. Это мои добрые советчики и наставники. Очень хорошо, что сейчас пристальное внимание уделяется вопросам наставничества. Но наставничество — это не только учитель — ученик. Более опытные учителя являются отличными наставниками для своих молодых коллег.
Проработав в школе несколько лет, ощущаешь её вторым родным домом и стремишься, чтобы молодые учителя поскорее чувствовали себя также. Я на другом месте себя не вижу, даже в те моменты, когда хочется отдохнуть, сделать перерыв, уйти в отпуск в середине зимы. Но, я точно знаю, долго без школы я не смогу, — признаётся Е.В. Абрамова.
Точные науки, на то они и точные, чтобы оставаться фундаментальными, неизменными — дважды два во все времена будет четыре. Работа преподавателя технологии более гибкая и требует творческого подхода и постоянного совершенствования. Ещё казалось бы недавно, швейные машины были довольно прогрессивным видом оборудования, а моделировать и строить выкройки можно было лишь на картоне и никто не говорил — «да это же каменный век!». Сейчас, и особенно после открытия в Рмановской школе центра «Точка роста», которым руководит Е.В. Абрамова, появились совершенно другие технологии, которые в современном мире также важны, как и навыки, полученные на уроках труда десяток лет назад.
— Моим ученицам нравится программировать роботов, сделанных своими руками из конструктора «Lego Mindstorms EV3», что они и делают с большим увлечением. Возможности программы обширны. Роботы могут передвигаться, распознавать препятствия, цвета и т.д. В другой программе можно смоделировать дом, ракету, робота и многое другое — и всё это в 3D формате. Уроки технологии — это начало профориентации, — считает Е.В. Абрамова.
Любовь старших к педагогическому труду унаследовал 17-летний сын супругов Абрамовых — Данил. Он с детства был влюблён в спорт, поэтому после окончания Волгодонского педколледжа, где он учится на 1 курсе — будет тренером-педагогом. Старшая дочь — Анастасия — фармацевт-провизор, выпускница Волгоградского медицинского института. Младшей, Ане (на фото вместе с мамой) всего 7 лет. Пока ещё рано говорить о её жизненном пути. Любознательная, желающая всё изведать и постичь Аннушка чувствует в стенах школы себя, как дома и вполне вероятно, что и она пойдет по маминым стопам — и династия никогда не угаснет.
Н. Парфенова