В руководителе ООО «Возрождение», что в хуторе Ясырёв, Александре Фёдоровиче Кирсанове до сих пор чувствуется особая военная выправка, хотя со времени его службы в воздушно-десантных войсках минуло уже почти четыре десятка лет. Вот что значит полученная в ВДВ закалка, причём, Александр Фёдорович непросто десантник. Срочную службу он проходил в 3-й гвардейской отдельной бригаде спецназначения ГРУ в Группе советский войск в Германии (ГСВГ). Элита тогдашней Советской Армии.
Попасть именно в ВДВ Александр мечтал ещё со школьных лет, и не просто мечтал, а готовился к этому целенаправленно заранее, усиленно занимаясь спортом. Желание выпускника средней школы № 2 в посёлке Южный учли в Мартыновском райвоенкомате и перед призывом отправили на спецподготовку в Романовский аэроклуб. Около месяца он вместе с другими ребятами усваивал теорию, учился укладывать парашют и в завершение — три прыжка с парашютом с самолёта АН-2.
… Поезд мирно отстукивал километр за километром. Вот уже позади российские просторы, Белоруссия. На государственной границе тогдашнего СССР в Бресте — тщательный досмотр. И вот уже за окном пошли польские поля и перелески, впереди — Германия, тогда дружественная Германская демократическая республика, и конечный пункт назначения новобранцев — город Нойтимен, в окрестностях которого в густом лесу дислоцировалась воинская часть.
— С первых же дней почувствовали, что «расслабухи» не будет, — делится воспоминаниями Александр Фёдорович. — Так впоследствии и оказалось. Одни учения, причём, в условиях, максимально приближенных к боевым, сменялись другими. Из-за режима секретности в увольнения нас не отпускали, по той же причине и в отпуске на Родину за два года службы не удалось побывать.
А вот готовили нас, действительно, серьёзно. Ориентирование на местности, рукопашный бой, стрельба из различных видов оружия и так далее. И, конечно, прыжки с парашютом — как с самолёта, так и десантирование с вертолёта. Их на моём счету — 15. Каждый до сих пор помнится.
В случае военного конфликта с вероятным противником наша задача — скрытный подход и уничтожение пусковых ракетных установок. Моя воинская должность тогда была — старший разведчик разведки частей спецназа.
Мы, хотя и десантники, но, образно говоря, почти всю Германию промерили своими ногами, исключая города и крупные населённые пункты. Например, 200-километровый марш-бросок с полной боевой выкладкой, а затем посадка в самолёт для последующего десантирования — не отдельный эпизод службы, а, считай, повседневность.
Конечно, бывали контакты и с местным населением, но немцы в те времена относились к нам нормально, дружелюбно, ведь ГДР входила в число стран-участниц Варшавского договора, противостоящего НАТО. Запомнилась поездка на известные Зееловские высоты, где мы возложили цветы к монументу советским воинам, павшим в боях на финальном этапе Великой Отечественной войны.
Памятуя о святом воинском братстве, интересуюсь у Александра Фёдоровича, поддерживает ли он связь с бывшими сослуживцами?
— Да, созваниваемся, общаемся, но в последнее время пореже. Из Ростовской области нас было четверо, а в основном, ребята из Белоруссии, Украины. С последними в связи с известными событиями контакты вообще прервались. Опасаешься звонить — а вдруг ненароком навредишь. Можно даже допустить, что кто-то сегодня воюет и на «той» стороне, ведь на Украине объявлена дополнительная мобилизация.
Домой, на Родину после «дембеля», Александр Фёдорович вернулся в 1984 году со знаками «Отличник ВВС» и «Отличник-парашютист» на груди. Вчерашнему десантнику-спецназовцу сразу же поступили предложения о службе в милиции, в ГАИ, но он решил избрать сугубо мирную профессию и поступил в Константиновский сельскохозяйственный техникум на отделение ветеринарии. Получив диплом, стал работать в совхозе «Дон», которым в то время руководил Николай Фёдорович Безценный. Молодому специалисту доверили пост бригадира молочно-товарной фермы.
Когда совхоз прекратил своё существование, энергичный, отлично знающий дело, А.Ф. Кирсанов решил хозяйствовать самостоятельно и в 2003 году организовал ООО с символическим названием «Возрождение», которое нынче одно из успешно развивающихся сельхозпредприятий в Волгодонском районе. Имя, как говорится, обязывает.
Сегодня проезжающие по трассе Потапов-Пирожок-Титов, наверное, обращают внимание на флаги, развевающиеся при въезде на территорию производственной базы ООО «Возрождение» в хуторе Ясырёв. Один — ВДВ, второй — морской пехоты. Так уж было угодно судьбе, что и сыну Александра Фёдоровича Кирсанова — Александру довелось служить в элитных войсках — в морской пехоте Черноморского флота. Сын пошёл по стопам отца и на «гражданке» — трудится сейчас в ООО «Возрождение».
— Высокие урожаи сельхозкультур — во многом его заслуга, — не без гордости отмечает Александр Фёдорович.
Заслуженная гордость, достойное продолжение дела.
И. Харченко
На снимках: А.Ф. Кирсанов с сыном Александром; А.Ф. Кирсанов в годы срочной службы в ВДВ.