Картинку, что мы увидели на одном из полей озимой пшеницы в ООО «Мелиоратор», любят снимать телевизионщики и кинодокументалисты. Они, кстати, нередкие гости в этом одном из лучших хозяйств Волгодонского района. Сразу четыре комбайна, двигаясь равномерно и в строгой последовательности, на глазах уменьшали ещё не скошенный, золотящийся под жарким июльским солнцем, хлебный массив. Действительно, зрелище, да ещё приправленное ни с чем несравнимым ароматом страды, запоминается надолго.
Конечно, всё это — лирика, на деле же — настоящая мужская работа. Понимаешь, что отвлекать комбайнёров, хотя бы для короткого разговора, не очень-то удобно, когда на счету, буквально, каждая минута. Поэтому терпеливо дожидаемся, пока над одним из комбайнов не вспыхнул проблесковый маячок, сигнализирующий о том, что бункер заполнен зерном до отказа. Да вот незадача — до комбайна, остановившегося на другом конце поля, далековато топать пешком. Выручил водитель КамАЗа-«сельхозника», тронувшегося под погрузку. Тормознув, предложил подбросить. Тут же знакомимся: Сергей Петрович Чесноков. Сейчас занят на отвозе зерна от комбайнов на механизированный ток. Вместе подсчитываем, сколько получается доставить за день. От данного поля до тока — 12 километров, за световой день выполняет 10-11 рейсов, беря «на борт» в пределах 15 тонн зерна. Итог нетрудно подбить.
— Сбоев практически нет, — рассказывает Сергей Петрович, — здесь тремя КамАЗами мы обслуживаем четыре комбайна. Наша, водителей, задача, помимо транспортировки зерна, не допустить простоя комбайнов. Справляемся, конечно — сами всё видите.
Как только подрулили к поджидавшему нас комбайну, механизатор — Евгений Петрович Черник, тут же начал выгрузку бункера — зерно тугой струёй хлынуло в кузов автомобиля.
Понимая, что злоупотребляем временем, всё же просим комбайнёра — Евгения Петровича Черника коротко рассказать о себе.
Живу в хуторе Холодный, сразу, как только отслужил в армии, пришёл работать в «Мелиоратор». Спасибо тогдашнему руководителю нашего хозяйства — Виктору Павловичу Мельникову, который чуть ли не за руку после девятого класса отвёл учиться на механизатора. Вот так с 1993 года и работаю всё время на комбайнах. Начинал на СК-5 «Нива», потом были: «Колос», «Енисей», теперь вот — современный «Акрос-580» . По сравнению, скажем, с «Нивой» — небо и земля.
А ещё мои собеседники в один голос заявили, что уборка зерновых — вроде разминки перед другой страдой — рисовой, в ходе которой приходится гораздо сложнее, ведь ещё не совсем просохший чек, площадью в несколько гектаров — это не просторное хлебное поле, а езда по нешироким бровкам каналов требует особого мастерства.
Но сейчас на первом плане, конечно, уборка хлеба, которой и отдаются все силы.
На снимке: комбайнёр — Е.П. Черник и водитель — С.П. Чесноков из ООО «Мелиоратор».
И. Харченко,
фото автора