В социально-реабилитационном отделении ЦСО Волгодонского района (х. Рябичев) проживают милые женщины с большим жизненным опытом. Глядя на добродушных, улыбчивых бабушек и не скажешь, что жизнь не раз проверяла их на прочность. Проживание в социально-реабилитационном отделении даёт им возможность проявить себя, принимая участие в различных мероприятиях, заниматься творчеством и декоративно-прикладным искусством.
В отделении получатели социальных услуг оживают, чувствуют, что жизнь продолжается и они не находятся на её обочине. У них появляется интерес к жизни и всем её проявлениям, благодаря персоналу, который заботится не только о физическом здоровье, но и о душевном. Дружеское общение, обсуждение фильмов и даже политических событий, участие в праздничных мероприятиях пробуждают интерес к жизни, избавляют от одиночества.
Ко Дню матери в социально-реабилитационном отделении традиционно проходит концерт — выступают сотрудники ДК х. Рябичев, выставка, где демонстрируются работы рукодельниц и чаепитие с пирогами и воспоминаниями. Как правило, в этот день, пожилые люди вспоминают своё детство, прожитые годы и своих мам. Мы тоже послушали эти воспоминания. Может, кому-то и покажутся они чересчур тяжёлыми, но это не так. Просто, жизнь была в те годы другой. На взгляд современного человека — невыносимо трудной.
Раиса Николаевна Колесникова, рассказывает.
— Родилась я в войну, в декабре 1943 года. Моя мама была инвалидом детства, но работала сторожем, ещё и пряжу прясть нанималась. Я ходила с мамой на работу, пока не родилась младшая сестра — и мне пришлось оставаться с ней дома. Уходя на работу, мама строго мне наказывала, сестрёнку на руки не брать. Своей неосторожностью я могла повредить младенца.
Времена, конечно, были тяжёлые. Работать на поля я пошла в 12 лет. Мне и многим моим ровесникам приходилось справляться с тяжёлой взрослой работой: разгружала зерно, трудилась на свиноферме, а с 16 лет пошла в доярки. Так и проработала до пенсии. Вырастила двух сыновей.
Проживая в социально-реабилитационном отделении, стараюсь не сидеть просто так — посещаю клубы по интересам, занимаюсь поделками. Мои картины из круп выставлялись на фестивалях ко Дню пожилого человека. За участие в выставках награждалась дипломами.
Любовь Гавриловна Плотникова, 86 лет.
— С началом войны, отец ушёл на фронт. Мать уходила на работу, когда ещё было темно, приходила — было уже темно. Мы, дети, оставались одни и присматривали друг за другом и за домом. Взрослели рано. Ещё совсем маленькими нанимались к людям пасти гусей и овец. А с 8 лет меня отдали в няньки. Нянчила четырёхмесячного мальчика. Моей задачей было качать люльку и давать малышу соску. Ну, я и качала, чтоб он не плакал. Да, один раз так раскачала люльку, что ребёнок выпал. Родители мальчика отправили меня домой.
Закончила я всего 3 класса и пошла работать на птичник. А когда исполнилось 14 лет, меня взяли в доярки. Ещё работала ветеринарным санитаром и на виноградниках. Вырастила двух сыновей.
В социально-реабилитационном отделении с большим удовольствием принимаю активное участие во всех мероприятиях.
Лидия Алексеевна Кольцова, 69 лет, рассказывает.
— Моя мама работала разнорабочей — не боялась никакого труда. Зерно в то время перевозили обозами, на лошадях. Как-то мамина телега колесом наехала на притаившуюся мину и подорвалась. Мама осталась жива, но получила ранение ног.
Растила Мама меня одна. Жили мы вместе с тёткой и бабушкой. В тесноте, но дружно. Еда была, необходимая одежда тоже. А что ещё надо было в те времена в детстве?! Я закончила 7 классов и меня в 15 лет, отдали замуж. Мама хотела как лучше: думала, что отдаёт за хорошего человека, а вышло иначе. Через 6 лет я ушла от мужа с двумя сыновьями. Пошла работать в ПМК, в стройчасть. Ещё работала на винзаводе и поваром. Вырастила трёх сыновей. Младший сын сейчас находится на специальной военной операции. А я проживаю в реабилитационном отделении: летом выращиваю овощи и зелень на огородике, принимаю участие в театрализованных постановках, потому что без дела сидеть скучно.
Татьяна Александровна Белова, 81 год.
— Когда, моя мама вышла замуж, у отца уже было двое детей, а потом в нашей семье родилось ещё четверо, в том числе — и я. Когда началась война, отца забрали на фронт. Он прошёл всю войну, имел награды за Севастополь, Курскую дугу, за взятие Берлина. Мама работала дояркой.
Я окончила 8 классов и хотела пойти по стопам своего отца — поступила в техникум, чтобы получить профессию ветеринарного фельдшера. Но случилась беда — заболела мама и я, оставив учёбу, пошла работать дояркой.
Вышла замуж — и потекла жизнь год за годом. Родился сын. С мужем прожили счастливых 56 лет. Я инвалид 2 группы, но никогда не унывала. С 1984 года по 1998 год пела в хоре им. А.А. Забазновой, была председателем Романовского общества инвалидов. И сейчас в социально-реабилитационном отделении принимаю участие в праздничных мероприятиях, посещаю клубы школы долголетия. Мне нравится, что здесь нам не дают скучать и думать о наших проблемах.
— Получатели социальных услуг нашего отделения нуждаются и в помощи персонала, и в общении друг с другом. Человек социален и общение не менее важно, чем пища и крыша над головой. Особенно значимо общение с людьми, у которых схожие интересы, убеждения, взгляды на мир. В силу, примерно, одного возраста нашим подопечным проще найти взаимопонимание между собой. А мы стремимся, чтобы они были единым, дружным коллективом, в котором каждому тепло и уютно, — сказала заведующая социально-реабилитационным отделением Татьяна Николаевна Петровец.
Н. Парфенова