Люди встречаются, люди влюбляются, женятся… Такая последовательность событий естественна, но не у всех этот процесс происходит гладко — иногда, если чувства глубокие и настоящие, за любовь приходится сражаться — в прямом смысле этого слова. Как, например, жителю станицы Романовская Владимиру Николаевичу Нагибину.
Было это 50 лет назад. Будущую жену Владимир Николаевич встретил возле клуба, куда она пришла вместе с подругами на танцы. Среди стайки девчат, наверняка, были не менее привлекательные, но для Владимира Николаевича милее и лучше Зои Григорьевны никого не оказалось. После танцев он пошёл провожать избранницу. Молодые люди начали встречаться. А спустя год Владимир Николаевич предложил Зое Григорьеве стать его женой. Она ответила согласием — и на следующий день в дом невесты пришли сваты.
Последние шестнадцать лет из своих двадцати двух Зоя Григорьевна жила с мачехой, которая была далека от мысли, чтобы холить и лелеять падчерицу. Против её замужества она не возражала, но поставила условие — молодые должны жить в доме невесты, а иначе, дорогие сваты — «вот вам Бог, а вот — порог». Таким поведением женщина преследовала определённые цели — мало того, что сохраняла падчерицу, как хорошую работницу по хозяйству, так ещё и получала под своё начало трудолюбивого зятя. И сваты, и жених, прекрасно понимая это ретировались.
Дома Владимир Николаевич посоветовался с матерью — и мудрая женщина сказала: «Сынок, ты уже взрослый, самостоятельный мужчина, зачем тебе идти в примаки, как не имеющему ни кола, ни двора». Владимиру Николаевичу в ту пору было 24 года. Но он действительно был самостоятельным. Воспитывался он с отчимом (мать часто болела) и уже с 5 класса начал работать, вначале на каникулах. А после 8 класса и вообще оставил школу. Само собой разумеется, многие работы на собственном подворье тоже доставались пареньку. Изначально, семья Нагибиных жила в х. Богатырёв. После затопления хутора, при строительстве ГЭС, их переселили в х. Карпов. После армии Владимир Николаевич решил перебраться в ст. Романовская, где жила его старшая сестра. Устроился работать водителем. На выделенном участке земли, вместе с мужем сестры, построил дом, в который перевёз мать. А молодой хозяйкой хотел видеть только Зою Григорьевну и никого другого.
Спустя день после неудачного сватовства, Владимир Николаевич вместе с двумя родственниками приехал к дому невесты на машине, с твёрдым намерением забрать девушку. Мачеха по-прежнему была против. Она вцепилась в падчерицу, заголосила, чуть ли не на полстаницы — «не пущу, не отдам», награждая незваных гостей нелестными эпитетами и призывая чудовищные кары на их головы. Славящаяся на всю округу сварливостью и скандальностью женщина могла пустить вход и кулаки. Но, что она могла сделать против троих крепких парней!?
— Вот так- без подвенечного платья и фаты я вышла замуж. Вечером погуляли, а утром отправились на работу. Если есть любовь, то дальнейшей счастливой семейной жизни отсутствие пышных торжеств — не помеха, — утверждает З.Г. Нагибина.
И вот сегодня счастливые супруги — Владимир Николаевич и Зоя Григорьевна Нагибины уже отмечают золотую свадьбу.
— Не могу похвастаться, что преподносил жене какие-то особенные подарки. Перед днём рождения мы вместе приходили в магазин и выбирали подарок. Зачастую, это были необходимые вещи, а не дорогие красивые безделушки. Средств на подобные подарки друг другу в нашей семье не было. В первую очередь нужно было поднимать троих детей. Наш жизненный путь невсегда был усыпан исключительно приятными моментами. Работали мы много и с удовольствием, обеспечивая себе и детям достойную жизнь. В хозяйстве всегда было три-четыре коровы, пуховые козы, птица. Зоя Григорьевна пряла, вязала платки, свитера. От большого хозяйства осталось пяток кур, собака и коты — силы и здоровье уже не те. Но супруга не умеет сидеть без дела. Если нет работы, она себе её найдет — вяжет тапочки и салфетки в подарок друзьям и родным, а отдыхает, разгадывая кроссворды. Я, до сих пор работаю, конечно, уже не водителем, а охранником в детском садике. И жене помогаю по дому, — делится В.Н. Нагибин.
Гордость и дело рук Зои Григорьевны — декоративный уголок на участке Нагибиных, который включает в себя прудик с цветущими лилиями. Он выложен камнем с удобными бортиками, на которых можно с удовольствием посидеть. Вокруг благоухают цветы. К уходу за этим оазисом Владимир Николаевич не допускается, если это не тяжёлая работа, требующая физических усилий. Красоту по достоинству оценили дети и шестеро внуков Нагибиных.
— В молодости было не до создания подобных садовых ландшафтов, для души. Выращивали культуры, приносящие практическую пользу — помидоры, огурцы, другие овощи. Многие мечты юности нам с мужем осуществить не удалось. В юности я хотела быть учителем, но закончила всего 8 классов, потом училась в вечерней школе. Работать пришлось и разнорабочей, и учётчицей и весовщиком на элеваторе и продавцом. Мою мечту осуществила дочь — она преподаватель гимназии «Юнона» в Волгодонске, — рассказывает З.Г. Нагибина.
Супруги Нагибины стремятся создать красоту не только на своём подворье. Они постоянно занимаются уборкой мусора на берегах реки Охремка, рядом с которой живут. Каждый вечер Зоя Григорьевна и Владимир Николаевич выходят на прогулку и видят, как безответственно люди относятся к природе.
— Однажды подхожу к мужчине, который выбрасывает в воду мешки с мусором, и задаю риторический вопрос, ответ на который очевиден: «Если я свой мусор брошу возле вашего забора, как вы к этому отнесётесь? А если вы бросите мусор под забор к соседу, что он вам скажет?». Поступать подобным образом каждый считает неприличным. Так почему некоторые позволяют себе превращать берега рек Дон и Охремка в свалки и считают себя культурными людьми?! Обидно не столько за тех, кто живёт на этой улице, сколько за природу — ведь когда-то Охремка была настоящей рекой, где люди купались и загорали, ловили рыбу. Чтобы река вновь стала прежней, для начала просто нужно не засорять её отходами жизнедеятельности. Мы должны научиться жить, уважая друг друга и в гармонии с окружающим миром, способным успокоить и исцелить. Я, по совету кардиолога, на протяжении 8 лет, ежедневно быстрым шагом прохожу 2-3 км, занимаюсь рыбалкой. Общение с природой и физические нагрузки позволяют мне чувствовать себя прилично для своего возраста. Зоя Григорьевна тоже каждое утро начинает с зарядки. А ещё начало дня у нас никогда не обходится без молитвы, с благодарностью Богу за дарованную жизнь. С какими бы трудностями мы не сталкивались, жизнь — это великое чудо и счастье, особенно, если рядом любимая, понимающая женщина, дети и внуки, — считает В.Н. Нагибин.
Н. Парфенова