За мужем — как за каменной стеной

За мужем — как за каменной стеной

Пришёл, увидел, победил… Эти слова не только об Александре Македонском, а ещё и о нашем земляке, казаке из станицы Романовская Владимире Васильевиче Тормосине. Он во всех вопросах и, даже в любви, именно такой — решительный, волевой, небоящийся ответственности.
Супруги — Владимир Васильевич и Надежда Алексеевна Тормосины познакомились в санатории, расположенном недалеко от Ленинграда, 45 лет назад. 29-летний секретарь парткома Управления Строительства «Заводстрой», (генеральный подрядчик строительства завода «Атоммаш») г. Волгодонска Тормосин приехал туда отдохнуть и немного подлечиться. Надежда Алексеевна работала в соседнем детском санатории поваром. Увидел молодой казак на танцах, нежную, стройную (Надежда Алексеевна занималась художественной гимнастикой и волейболом) уроженку Тверской области, тихую, скромную и спокойную. Часто в таких случаях говорят: «Увидел и пропал». Но, Владимир Васильевич был настроен победить. Как бы сказали в наше время — начался курортный роман. Срок пребывания Владимира Васильевича в санатории ограничивался 15 днями. И по истечении этого срока он сделал Надежде Алексеевне предложение руки и сердца.

— Я часто вспоминаю тот огромный, красивый зал с белоснежным роялем, где мы познакомились. Оказалось, что у нас много общего, к примеру, увлечение спортом. К этому времени я уже был кандидатом в мастера спорта. При внешней мягкости в этой девушке я почувствовал прочный внутренний стержень, в основании которого лежат настоящие духовные, славянские ценности. Надежда Алексеевна из-за скромности хвалить себя не будет. Но, я скажу так — она душа нашего дома. Теплоту её сердца переоценить невозможно, — говорит В.В. Тормосин.

— Меня привлекли в будущем муже именно те черты характера, которых не было у меня — уверенность, решительность. Всю жизнь я за мужем, как за каменной стеной. Он может сделать всё, решить любой вопрос, но предварительно посоветуется со мной. Для него всегда и до сих пор важно, чтобы я была рядом. Глава семьи, конечно, Владимир Васильевич. Он мужчина, на которого можно положиться. 45 лет назад я ответила согласием на его предложение и ни разу не пожалела. Мне тогда было не 16 лет, а 24 — и я отдавала себе отчёт, какой именно мне нужен спутник жизни. Другого я бы полюбить и не смогла. Моя сестра, которая работала в том же санатории что и, я пришла в неописуемый ужас от такой новости. Пыталась убедить меня не воспринимать серьёзно человека, который после 15 дней знакомства делает предложение и отказаться от замужества и тем более переезда в какой-то Волгодонск, — делится воспоминаниями Надежда Алексеевна.
Примерно то же самое сказали Владимиру Васильевичу непосредственные начальники, когда он позвонил и объявил, что из отпуска вернётся с женой и ему необходимо жильё. В то время в Волгодонске семейных обеспечивали квартирами — одинокие же жили в общежитиях. Искренне желая добра и, стремясь уберечь молодого коллегу от ошибок, начальство воспротивилось женитьбе В.В. Тормосина. Да, было время, когда партийные органы беззастенчиво вмешивались в личную жизнь, особенно людей, занимающих ответственные посты.
Молодые люди верили в непоколебимость своих чувств — и эти преграды, на них не оказали никакого влияния. Надежда Алексеевна убеждена, что для счастливой семейной жизни, помимо любви главное — доверие. А решившие соединить свою жизнь молодые люди доверяли друг другу всецело. Свадьбу сыграли на родине невесты: на ней веселились родственники, подруги детства, сокурсницы из сельхозтехникума, который закончила Надежда Алексеевна, получив профессию агронома. Выбор места жительства в новой семье даже не обсуждался. Всё согласно пословице — куда иголка, туда и нитка. И молодожёны отправились в Волгодонск. Уже после приезда, в спешном порядке, Тормосиным нашли квартиру в новом доме на ул. 30 лет Победы. Дальше этого дома кроме стройки не было ничего. Город только строился.

В первую ночь, проведённую под собственной крышей, мы пытались уснуть под звуки забиваемых свай для дальнейшего строительства магазина. Работы велись круглосуточно. О таких мелочах, как шум мешающий заснуть, никто и не думал. Волгодонск носил гордое название — город, но тротуаров, дорог ещё не было и в помине. Непролазная грязь в межсезонье, жара и пыль летом, ещё долго были нашими спутниками. Я устроилась работать в жилищно-коммунальное хозяйство агрономом — город в степи нуждался в озеленении. Через год у нас родилась первая дочка, через два — вторая. Работу агронома я оставила и стала лифтёром в собственном доме. Эта работа позволяла больше времени уделять дочерям. Владимир Васильевич убеждён, что женщина — хранительница очага и должна посвящать себя семье. К карьере и престижной должности я не стремилась — и работа лифтёра меня устраивала. Когда девочки подросли, окончила курсы бухгалтеров, и начала работать по новой специальности, на различных предприятиях города, — рассказывает Н.А. Тормосина.
И всё же первую свою специальность Надежда Алексеевна никогда не забывала. Применение, полученным знаниям, она находила на даче. С удовольствием занимался выращиванием деревьев и особенно — винограда и Владимир Васильевич, стараясь каждую свободную минуту посвятить любимому делу. Вопрос о переезде в ст. Романовскую назрел в девяностых из-за нежелания супругов расставаться со своим увлечением. Дело в том, что в те годы начало процветать воровство на дачах, становясь непреодолимой проблемой для садоводов. Последней каплей стала кража электропроводов — в результате чего садоводство лишилось электропитания навсегда. После этого инцидента супруги Тормосины переехали в Романовскую. Заново на участке в 18 соток разбили сад, заложили виноградник, построили теплицу. Надежда Алексеевна отдаёт предпочтение выращиванию овощей, Владимир Васильевич — винограду.
Владимир Васильевич Тормосин стоял у истоков и активно участвовал в развитии казачьего движения, поэтому спустя 20 лет после регистрации брака в ЗАГСе супруги Тормосины сыграли настоящую казачью свадьбу — с венчанием в церкви, казачьими венчальными песнями и застольем. Причём, молодожёнов к церкви везла карета в сопровождении двух верховых казаков.
Владимир Васильевич и сейчас продолжает активно участвовать в работе казачьего общества — он почётный атаман Романовского юрта, автор книг по истории казачества и Атоммаша, которому посвятил лучшие годы своей трудовой деятельности. За многолетний труд Тормосин награждён государственными и ведомственными наградами, удостоен звания «Ветеран Ростовской области». Если вы видите успешного мужчину — ищите рядом умную, терпеливую и заботливую женщину. В.В. Тормосина смело можно назвать успешным и в плане карьеры, и в общественной жизни. А единственной женщиной для него стала Надежда Алексеевна, которая, по его признанию, всегда рядом.

Детей и внуков супруги Тормосины воспитали в лучших традициях казачества. В начале статьи упомянуто о двух дочерях, но супруги считают, что у них три дочери. Лет 30 назад в их семье появился новый член — племянница Надежды Алексеевны, которая стала такой же родной, как собственные дочери. Из семерых внуков Тормосиных — двое уже учатся в Шахтинском казачьем кадетском корпусе, одном из лучших в России.

В День семьи, любви и верности Владимир Васильевич и Надежда Алексеевна награждены знаком губернатора Ростовской области «Во благо семьи и общества». Достойная награда — достойной семье. Супруги Тормосины, как лёд и пламень. Эмоциональный и горячий Владимир Васильевич и спокойная, сдержанная Надежда Алексеевна — они отлично дополняют друг друга, объединяя вокруг себя своих детей и внуков.
Н. Парфенова
Фото из семейного архива

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Перейти к содержимому