Врага прогнали — и жизнь продолжалась

Сохранившиеся подлинные документы времён Великой Отечественной войны достовернее любого художественного произведения, будь то фильм или книга, передают атмосферу тех — давно минувших лет, во всём её своеобразии и актуальности. 

Перед нами — протокол заседания исполкома Романовского Совета депутатов трудящихся, датированный 28 февраля 1943 года. Только-только закончилась временная оккупация района немецко-фашистскими войсками, которых наша армия погнала назад. Так, о чём, думаете, шла речь? Не поверите! О работе школ в районе и состоянии всей, как бы мы сегодня сказали, образовательной сферы, о которой докладывала заведующая РайОНО тов. Изюмская. 

Так вот, было отмечено, что оккупанты разрушили, разграбили, буквально, все школы в районе. Полностью были сожжены парты в школах таких населённых пунктов как Поповка, Мокро-Солёновском, Холодном, Логу, больше того, в Холодном, Логу, Богучаре, в Романовской здания полностью разрушены. Уничтожены все учебники, наглядные пособия, библиотеки и оборудование кабинетов. 

Подсчитаны и убытки. Чтобы привести в порядок здания школ потребуется 1 510 000 тысяч рублей (по тем временам средства огромные), плюс 386 000 рублей для приобретения наглядных пособий и оборудования для кабинетов. Ещё вопрос — где всё это брать? 

Тем не менее, местная власть задачу поставила. И она, несмотря на неимоверные трудности, решалась. Была восстановлена работа 29 школ, в том числе — 2 средних, 6 — НСШ и 21 начальных школ с охватом 1700 учащихся. При этом председатель исполкома Романовского райсовета депутатов трудящихся В. Хижняк и секретарь В. Сысоева, поставившие свои подписи под названным решением, обязали зав. РайОНО поставить на должную высоту работу пионерских отрядов, выделив через райком ВЛКСМ пионервожатых. Председателям сельсоветов и руководителям колхозов рекомендовано в обязательном порядке обеспечить топливом школы во избежание срыва занятий. Немалая роль отводилась и родительским комитетам. 

Как можно понять, одна из главнейших задач сразу после освобождения — наладить нормальную учёбу детей при имеющихся тогда условиях, с учётом дальнейших перспектив. О том, как она решалась, мы расскажем в следующем номере «Романовского вестника». 

С. КРУГЛОВА 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Skip to content