Поздний вечер опустился на дремлющую зимнюю улочку. Тишина за окном поглотила почти все звуки. Потрескивающие в печи дрова наполняют сельский дом теплом и уютом. «Романтика» — скажет современный читатель. А 45 лет назад это было повседневной жизнью. Две девчушки, забравшиеся с ногами на диван и читающие книгу, совершенно не видят ничего романтического в окружающей обстановке. Романтика — это там, на страницах романа, который днём они взяли в библиотеке…
Это маленькая зарисовка из жизни библиотекаря с 42-летним стажем Рябичёвской школы Натальи Игнатьевны Тихоновой.
— Мама моей подруги — Клавдия Яковлевна Полякова работала библиотекарем. И мы у неё были частыми гостями. Да, что гостями! Конечно, мы испытывали в этом царстве книг некоторый трепет, но чувствовали себя почти как дома, потому что пропадали там ежедневно. Читать я очень любила. Читала и при свете фонаря, и при свете свечи. Родители тоже были большими книгочеями. У отца, окончившего всего 4 класса, это был целый ритуал. Читал он исключительно за столом на кухне, ночью. Днём времени не было. Ему было проще — никто не скажет — «пора спать». Он ставил самовар, пил чай и читал всю ночь, а утром шёл на работу. Книг в доме — старых, зачитанных и бережно подклеенных, было немало. Это были списанные библиотекой книги, которые отец попросил у Клавдии Яковлевны. Купить новые было большой проблемой, — рассказывает Н.И. Тихонова.
После окончания школы Наталья Игнатьевна собиралась получить профессию технолога швейного производства. Шитьё и вязание были ещё одним её страстным увлечением. Но при поступлении в ВУЗ не хватило баллов — и Наталья Игнатьевна стала студенткой Культпросвет училища в Ростове-на-Дону. А шитьё и вязание осталось делом для души. Всю жизнь она занимается им, радуя своих близких. Дочь Натальи Игнатьевны — Анна не испытывает к иголкам и ниткам абсолютно никакого притяжения — на удивлённые вопросы знакомых — почему так получилось, отвечает: «А зачем мне учиться шитью, если я знаю, что мама это сделает лучше и с большим удовольствием, чем я». А вот книги читает «запоем», чем тоже удивляет друзей и знакомых. Действительно, много читающая молодая девушка сейчас не такое частое явление. «Дедушка с бабушкой были книгочеями, мама, папа и брат читают. Что мне остаётся делать, если не поддерживать семейную традицию» — шутит Анна.
Учёба в культпросвете Натальи Игнатьевне нравилась, но не подумайте что всё так просто. Казалось бы, чего сложного в изучении всем известной с детства Сказки о Колобке. Но на уроке детской литературы преподаватель, спрашивал: «А какие были глазки у Колобка из русской сказки и у его аналогичных зарубежных собратьев?». Более каверзного вопроса не придумаешь. И таких вопросов было «море».
— Начав работать, самостоятельно поняла, что внимание к деталям в литературных произведениях — одна из важнейших составляющих профессии, особенно — детского библиотекаря. Школьники могут задать очень неожиданный вопрос, не хуже преподавателя, поэтому библиотекари учатся, даже имея диплом, и читают не только то, что нравится. Чтобы не отстать от времени, читаю и то, что предпочитает читать молодёжь. Для души читаю детективы и русскую классику. С классикой получилось неожиданно. Несколько лет назад начала её читать по необходимости, чтобы освежить в памяти потому, что преподавала литературу по совместительству. Тургенев, Достоевский, Толстой открылись мне другими гранями. Совершенно иное восприятие, чем в юности. Так и начала перечитывать всю классику заново. Считаю, что многие произведения, предусмотренные школьной программой, изучать в столь юном возрасте рано, — говорит Н.И. Тихонова.
В библиотеке Рябичёвской школы 300 читателей — это школьники и учителя. Иногда и родители заглядывают. Имеется хороший литературный фонд, состоящий из более чем 6000 экземпляров художественной и разно- отраслевой литературы. Учебники наличествуют в полном объёме. Наталья Игнатьевна стремится раскрыть перед читателями магию печатного слова, красоту русского языка без вульгаризмов, сленга и слов паразитов. Как признаётся Тихонова, иногда возникает желание отдохнуть, побыть дома. Но это только минутное, быстро проходящее желание, которое появляется у каждого человека, даже если он любит свою работу также, как Наталья Игнатьевна. Работа школьного библиотекаря — это интересно и совсем не скучно. Судите сами. Оказывается, у Максима Горького есть неизвестный никому в мире роман — «На дне океана». Именно это произведение настойчиво требовал читатель. Помимо всего прочего Николай Чернышевский написал, выдающееся произведение — «Нечего делать». А вы об этом знали!? Или вот такая сценка из библиотечной жизни. Вбегает запыхавшийся мальчишка, спешил, наверное, чтоб первым успеть.
— Дайте мне «почту» — нам задали.
— Иди, уточни у педагога название книги, — рекомендует библиотекарь.
Вслед за убежавшим школьником появляется второй персонаж, из этого же класса и просит книгу под названием «Два брата» не указывая автора. Заглянувшему третьему читателю потребовалась книга «Телеграмма». Библиотекарь, знающий книжный фонд, как свои пять пальцев, уверена в отсутствии таких книг и вообще, что-то Наталья Игнатьевна про такую литературу не слышала. Недоумевая, что же ученики изучали на уроке, собирается идти выяснять у преподавателя литературы. Пролил свет на неразрешимый вопрос четвёртый ученик, который поведал, что на уроке речь шла о книге «Чук и Гек» и именно её нужно взять в библиотеке. О, ещё и не такое случается!!!
— Дайте мне книгу Чехова «Человек из Беверли-Хиллз».
— Антон Чехов написал «Человек в футляре». Может вам задали прочитать эту книгу? — спрашивает библиотекарь.
Спустя некоторое время выяснилось, что «Человек из Беверли Хиллз» и «Человек в футляре» никакого отношения к домашнему заданию не имели. Учитель попросил прочитать роман Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско»…
Желаем всем школьным библиотекарям оставаться энтузиастами своего дела, помогать детям осваивать бескрайний, прекрасный мир книг. И, конечно, терпения, новых успехов в непростом и очень важном труде.
Н. Парфенова