На вопрос, будет ли он смотреть по телевизору морской парад, посвящённый Дню Военно-Морского Флота, наш земляк, 79-летний житель посёлка Виноградный Василий Фёдорович Матвейкин, ответил, конечно же, утвердительно. Он, кстати, и сам участник двух парадов в годы службы на флоте. Мой собеседник и сегодня ещё, несмотря на возраст — хоть куда, а тогда как было не командировать на парад статного, ростом метр восемьдесят с лишним матроса, на построении всегда стоявшего правофланговым.
— Первый раз участвовал в параде, посвящённом Дню Победы, в Севастополе, а второй — в честь Дня ВМФ, — рассказывает Василий Фёдорович. — Тогда мы, 100 матросов в белых беретах, плыли по бухте, образуя фигуру звезды. Говорят, с берега зрелище было очень впечатляющее.
Так уж получилось, что за четыре с лишним года срочной службы Василию Фёдоровичу довелось послужить на двух флотах — Черноморском и Северном.
— О море я, парень из степного хутора Холодный, окончивший 10 классов Рябиче-Задонской средней школы, куда шесть лет ходил пешком за три с лишним километра, как-то не задумывался, — вспоминает Василий Фёдорович. — Когда подошла пора идти в армию, в военкомате, который в то время был в Волгодонске, мне дали направление в Бакинское высшее военное общекомандное училище, куда я и отбыл.
Но не получилось у Василия Фёдоровича стать курсантом: по анкетным соображениям (его отец во время войны пропал без вести) кандидатуру Матвейкина отклонили — и он вернулся домой. Работать устроился в винсовхоз «Октябрьский» — днём механизатором, а по вечерам «крутил» кино в хуторском клубе. Заметим попутно, что киномеханик в те далёкие теперь времена был на селе фигурой уважаемой.
И вот в декабре 1962 года пришла повторная повестка из военкомата (в сентябре Матвейкина уже вызывали, но оставили до особого распоряжения).
— В военкомате нас набралось 13 человек — из Холодного, Морозова, других хуторов, — продолжает Василий Фёдорович. — Уж не знаю почему, но меня назначили старшим по команде вместо сопровождающего офицера, вручили запечатанные сургучом документы, посадили в поезд до Батайска. Там, на областном сборном пункте, просидели почти две недели. Наконец объявляют: «Команде 1274 — строиться!». По номеру поняли, что направляют на флот. Кое-кто вздохнул: «Аж пять лет придётся «трубить». Мне ж было как-то без разницы. На флот, так на флот. Довезли до Краснодара, оттуда прямиком — до Севастополя. Здесь, в «Севастополе-17» в «учебке» 8 месяцев. Учили обращению со сверхсекретным по тем временам вооружением — ЗУРСами (зенитный управляемый ракетный снаряд), говоря по иному, ракетным комплексом М-1.
После успешной сдачи экзаменов по воинской специальности Василия Фёдоровича направили в Николаев, на только что спущенный на воду, первый из данной серии 61-го проекта, сторожевой ракетный корабль (СРК) «Сообразительный».
— Очень серьёзный по сооружению корабль, — делится Василий Фёдорович, — помимо прочего, 32 зенитные ракеты класса «вода-воздух» обеспечивали надёжную противовоздушную оборону в радиусе 25 километров. По Южному Бугу из Николаева взяли курс на Севастополь на заводские, а затем и государственные испытания.
Но не довелось В.Ф. Матвейкину закончить службу на «Сообразительном» — внезапно (командованию видней) откомандировали его на Северный флот (база флота в Североморске) на флагманский крейсер «Железняков», а оттуда вскоре перевели на новый большой противолодочный корабль (БПЛК), на борту которого значился лишь номер — — 9.
В составе экипажа Василий Фёдорович выходил на боевые дежурства в Баренцево, Белое моря. Длились они обычно пять месяцев — корабль занимал указанный квадрат в море и круглосуточно патрулировал.
Побывал Василий Фёдорович и в «загранке», когда после крупномасштабных морских учений кораблей всех флотов Советского Союза, они заходили с дружественным визитом в порт Тронхейм в Норвегии.
— Даже довелось приветствовать, будучи дежурным по кораблю, тогдашнего главкома ВМФ, адмирала флота СССР Горшкова, когда тот прибыл с инспекцией, — вспоминает Василий Фёдорович. — Стою навытяжку, до-кладываю, а он лишь спросил, хорошо ли кормят? Роста небольшого, но сразу видно, что строгий.
В ходе разговора Василий Фёдорович показывает снимки из своего флотского альбома. Столько времени прошло, а фотографии хорошо сохранились. На одной из них — в отдалении военный корабль непривычных очертаний.
— А это встреча с американцами в нейтральных водах в Баренцевом море, — поясняет Василий Фёдорович. — Поразглядывали друг друга на расстоянии и разошлись миром. Вот и всегда бы так.
Классному специалисту В.Ф. Матвейкину настойчиво предлагали остаться на сверхсрочную службу, но он отказался, как и от предложения направить его на учёбу в Ленинград, чтобы он вернулся на флот уже офицером.
— Домой тянуло, на землю, — признаётся Василий Фёдорович, — тем более после отпуска. Попал как раз на выпускной вечер в родной Рябичёвской школе. Я — в полной парадной морской форме — попросили, конечно, выступить перед ребятами. Тёплые воспоминания остались…
Окончательно домой вернулся военный моряк, подгадав как раз к празднику — 7 ноября. А уже через день появился в конторе недавно образованного мясомолочного совхоза «Большовский» с центром в хуторе Рябичев. Тогдашний директор совхоза Иван Михайлович Лукьянов, с кем-то поговорив по телефону, сказал: «Завтра поедешь в райцентр в Цимлянск, в райком комсомола. Мы рекомендуем тебя освобождённым секретарём комсомольской организации хозяйства». Вот так и началась гражданская жизнь моряка-североморца Василия Фёдоровича Матвейкина.
Чтобы о ней рассказать, потребуется ещё столько же места на газетной полосе. Поэтому ограничимся лишь последним значимым событием в жизни семьи Матвейкиных: Василию Фёдоровичу и его верной спутнице, жене Елене Павловне по поводу 55-летия супружеской жизни вручено Благодарственное письмо Губернатора Ростовской области. Удостоенные почётного звания «Ветеран труда» за многолетний добросовестный труд, супруги Матвейкины достойно воспитали двоих сыновей, сейчас у них четверо внуков и двое правнуков. Ну, как не гордиться таким богатством.
И. Харченко
На фото: Василий Фёдорович в годы службы и сегодня