На площадке строительства Багаевского гидроузла под председательством первого заместителя председателя Совета Федерации Федерального собрания РФ Андрея Яцкина прошло заседание рабочей группы по осуществлению мониторинга реализации плана мероприятий (дорожной карты) по оздоровлению и развитию водохозяйственного комплекса реки Дон.
На совещании также присутствовали заместитель министра транспорта России Василий Десятков, первый заместитель губернатора Ростовской области Виктор Гончаров, руководители администрации Азово-Донского бассейна внутренних водных путей, федерального учреждения «Ространсмодернизация», акционерного общества «Стройтрансгаз» и другие представители федеральных ведомств и органов власти Ростовской и Волгоградской областей.
Перед заседанием делегация осмотрела строительство и оценила результаты проделанной работы.
«Багаевский гидроузел должен стать одним из важнейших объектов транспортной инфраструктуры не только Ростовской области, но и России в целом, — отметил генеральный директор АО «Стройтрансгаз» Дмитрий Лебедев. – На сегодняшний день работы идут полным ходом, устаиваются причальные направляющие сооружения каналов в верхнем и нижнем бьефах. Ведутся работы по подготовке к устройству основных сооружений, шлюза и водосбросной плотины. Смонтирована система водопонижения котлована, выполнено устройство подбетонного основания плиты флютбета плотины. Для противофильтрационного устройства водосливной плотины погружается шпунт Ларсена».
В состав строящегося гидроузла входят судоходный шлюз с центральным пунктом управления, верхним и нижним подходными каналами с причально–направляющими сооружениями, водосбросная и земляная плотины, рыбоходно–нерестовый канал и рыбопропускной шлюз, объекты производственного, служебно–технического и вспомогательного назначения, посёлок для персонала. Для обеспечения безопасности судоходства устраиваются руслорегулирующие дамбы. Кроме того, в целях предотвращения развития эрозионных процессов (размывов и обрушения) берегов от воздействия судовой волны запланированы дамбы берегоукрепления. В целях обеспечения гарантированных габаритов пути (глубина 4 м, ширина 80 м, радиус закругления 500 м) на участке от створа Кочетовского гидроузла до створа Багаевского гидроузла предусмотрены дноуглубительные работы и спрямление русла реки.
На объекте на сегодняшний день задействовано порядка 110 единиц техники и более 800 рабочих.
Делегации также рассказали, что на рыбоходно-нерестовом канале закончена разработка грунта, выполняются работы по укладке геотекстиля, креплению дна и откосов канала щебнем. Ведётся устройство устьевых регуляторов нерестилищ. Продолжаются работы на головном регуляторе рыбоходно-нерестового канала, функциональным назначением которого является поддержание оптимального расхода и уровня воды в канале. Полностью готовы все пять плит флютбета головного регулятора, выполняются работы по армированию и бетонированию подпорных стен.
На заседании рабочей группы обсудили планируемые мероприятия по оздоровлению и развитию водохозяйственного комплекса реки Дон на 2024 год, источники их финансирования, а также ход строительства Багаевского гидроузла.
«План оздоровления Дона утвержден председателем правительства России Михаилом Мишустиным два года назад после встречи в Совете Федерации. Одно из основных финансовоемких мероприятий – это строительство Багаевского гидроузла. На него из федерального бюджета все средства выделены, потому что это ключевое мероприятие, которое позволяет в первую очередь увеличить водность Дона. Не секрет, что Дон сейчас питает и новые регионы, поэтому и министерство транспорта, и Совет Федерации держат руку на пульсе, контролируют ход строительства. Сегодняшнее выездное совещание рабочей группы посвящено именно этим вопросам», — подчеркнул первый заместитель председателя Совета Федерации Андрей Яцкин.
О том, как в Ростовской области реализуется комплекс мероприятий в рамках дорожной карты по оздоровлению реки Дон, доложил на совещании первый заместитель донского губернатора Виктор Гончаров:
«Сейчас ведется расчистка ряда водных объектов в регионе. В текущем году завершаются работы по расчистке первой очереди реки Ольховой и подготовке проектно-сметной документации по расчистке реки Черной. Уже завершен капитальный ремонт трех из восьми запланированных гидротехнических сооружений на сумму 93 млн рублей. В прошлом году почти 373 млн рублей были направлены на реконструкцию Донского магистрального канала и примыкающих мелиоративных систем с целью обеспечения рационального использования водных ресурсов».
Первый замглавы донского региона также обратил особое внимание на важность сохранение условий для воспроизводства водных биоресурсов и напомнил, что в дорожную карту включены мероприятия по восстановлению рыбоводных предприятий.
«На реконструкцию Донского осетрового и Аксайско-Донского рыбоводных заводов, а также научного центра аквакультуры «Взморье» за счёт средств федерального бюджета с 2023 по 2029 годы должно быть выделено более 1 млрд рублей. Также важно, что одна из функций строящегося Багаевского гидроузла – обеспечение пропуска и нереста рыб, так как в состав рыбохозяйственных сооружений входят рыбопропускной шлюз и рыбоходно-нерестовый канал с производительностью, превышающей современные показатели в 2,5-3 раза», — рассказал Виктор Гончаров.
Напомним, Багаевский гидроузел на реке Дон в районе хутора Арпачина – федеральный проект стратегического значения, основанием для устройства гидроузла стало поручение Президента РФ и Постановление Правительства РФ от 20.12.2017 №1596.
Министерство региональной политики и массовых коммуникаций Ростовской области