Удивительные всё же люди — наше старшее поколение. По сравнению с нынешней молодёжью, трудностей в эти годы они пережили куда как больше, но сохранённому оптимизму, чувству юмора, жизнелюбию, трудолюбию и выносливости можно только позавидовать. Одна из представителей того поколения, жительница станицы Романовская — Евгения Корнеевна Чудинович.
Евгении Корнеевне 20 августа исполняется, скажем, так, слегка за восемьдесят. И хочется пожелать всем читателям не просто дожить до такого возраста, но и быть такими, же, как бабушка Женя, как зовут её все знакомые и родственники.
О Евгении Корнеевне мы узнали от её соседки. «Вы нередко рассказываете о людях. И о нашей бабушке напишите — она умничка и трудяжечка», — даёт характеристику Елена Григорьевна Бормотова. Конечно, мы согласились и отправились по указанному адресу. Дверь нам открыла улыбающаяся Евгения Корнеевна со словами: «Нашли героиню, про которую в газете писать! Я обычная бабушка».
Дело в том, что районные газеты тем и отличаются от остальных, что герои их публикаций люди, живущие рядом, и на первый взгляд, ничем не примечательны. А Евгения Корнеевна даже на первый взгляд примечательна — высокая, стройная, с аккуратной причёской. Да, таких бабушек одеть в деловой костюм и можно смело назвать «английской леди», на зависть всем, мечтающим похудеть. И нет у них ни каких необычных рецептов и сверхмодных диет. Не-обычен только образ жизни — встаёт Евгения Корнеевна в 5 часов утра.
— Встану, полежу и говорю себе: «Вставай, бери мотыгу и иди на огород, пока жара не настала». До 8 часов работаю, потом домашними делами занимаюсь. Могу и полежать, и телевизор посмотреть, — рассказывает Е.К. Чудинович.
Итак, подсчитываем — пять раз в неделю по три часа в огороде, используя огородный инвентарь, как спортивный тренажёр и никакой фитнес не нужен для здоровья и улучшения фигуры.
Елена Григорьевна настаивает, чтобы мы совершили экскурсию по владениям бабушки Жени. Евгения Корнеевна не против, но как-то не особо этому радуется. На её взгляд, не всё там в порядке. Ой, если то, что мы увидели, называется «не всё в порядке», то каким же должен быть порядок!? Среди аккуратно взрыхлённых грядок с перцем, помидорами, огурцами, дынями, тыквами и т.д. встречаются реденко маленькие сорные растения. Про такие подворья обычно говорят: «Ни соринки, ни травинки».
Кроме овощей, кстати, урожай картошки уже убран, Евгения Корнеевна выращивает цветы. За садом и огородом бабушка ухаживает самостоятельно. Помощники нашлись бы, среди многочисленных племянников и их детей, но пока Евгения Корнеевна справляется сама. Родственники Евгению Корнеевну не забывают, навещают ежедневно. Если требуется что-то сделать, к примеру, ремонт, проблем никогда не возникает. Так что, хоть и живёт Е.К. Чудинович одна (муж умер 30 лет назад) одинокой женщиной её назвать нельзя. Это объясняется заботой родственников о пожилой женщине, а ещё её общительностью, лёгким характером, желанием всем помочь, открытостью.
— Родилась я на Украине. Когда мне было одиннадцать лет, вместе с родителями, семерыми братьями и сёстрами, другими семьями переехала на Дон. Ехали со всем скарбом и домашними животными — коровами, козами, которых разместили в грузовых вагонах. По дороге младенцы постоянно пачкали пелёнки. Однажды во время остановки моя мама и её подруга, выскочили из вагона сполоснуть всё это «добро» в ближайшей луже и чуть не отстали от поезда. Забрались в последний грузовой вагон, а потом уже перешли в свой. Сейчас и для малышей, и для облегчения быта мамочек придумано многое. А у нас жизнь тогда была совсем другой.
Я была старшим ребёнком в семье и присматривала за младшими. Чтобы ребёнок не плакал, в тряпочку завязывали жёваный хлеб с сахаром — вот и соска готова. Спрос с нас, 11-12-летних был больше, чем сейчас с шестнадцатилетних. За невыполненную работу и я, и многие другие мои ровесники, могли и ремнём получить. Папа меня никогда не наказывал: он был спокойным, покладистым человеком, работал трактористом. Скорая на расправу у нас была мама. У неё не забалуешь: и чистоту в доме наведёшь, и огород прополешь. От работы я не отлынивала. А знания мне сильно не давались. И отец спросил: «Что хочешь делать — учиться или работать?». Я выбрала работу — вот и тружусь всю жизнь, — рассказывает о себе Е.К. Чудинович.
Евгения Корнеевна работала на ферме дояркой в полеводческой бригаде, причём, зачастую, без выходных и отпусков. Общий трудовой стаж — 45 лет, она Ветеран труда. Если приплюсовать работу на собственном подворье, на котором у Чудинович всегда была скотина, то стаж можно удвоить. Такой порядок вещей никого не смущал и был делом обычным.
И до сих пор люди подобные Евгении Корнеевне, не считают, что в их биографии было много героизма и самоотверженности. Когда слушаешь их рассказы, начинаешь задумываться и осмысливать события тех лет, понимаешь, что их вклад в жизнь будущих поколений бесценен. Они и сейчас служат примером для молодых.
Н. Парфенова