О лётчиках, танкистах, десантниках сложено немало песен. А вот о тех, кто обеспечивает бойцов горючим, боеприпасами и провизией, стихи не слагают. И зря. Ведь без топлива танк — просто груда металла, а на пустой желудок воевать невозможно. Всё это доставляется на передовую или, как говорят бойцы СВО, «на передок» именно ротами материального обеспечения. В условиях специальной военной операции это делать намного труднее и опаснее, чем в прежних военных конфликтах. Обеспечением горюче-смазочными материалами военной техники и занимался наш земляк из хутора Лагутники Роман Юрьевич Гриднев.
К началу СВО Роман Юрьевич Гриднев отслужил срочную — и с 2016 года служил контрактником в войсках противовоздушной обороны, дислоцирующихся во Владикавказе.
— Когда началась специальная военная операция, все наши были на ученьях в Крыму. Я же оставался во Владикавказе. Получаю приказ погрузиться в эшелон со своим КамАЗом и отбыть в Джанкой. Но в этот населённый пункт я так и не прибыл. По какому-то (а какому именно до сих пор не знаю) стечению обстоятельств загрузили меня в эшелон, следующий до городка Иловайск, который расположен к югу-востоку от Донецка. Вот так началось моё участие в СВО. На тот момент под Иловайском шли бои, а у меня даже автомата не было. Оказавшись там, разыскал командира, базирующегося там подразделения, поведал свою историю. Он был шокирован не меньше, чем я и позволил остаться в их расположении.
Заночевал в лесополосе, в машине. Сидел и молился, как умею, своими словами и теми молитвами, которым в детстве научила бабушка.
Утром подремонтировав машину, которая ни с того ни с сего вдруг забарахлила, отправился к своим. Это был ещё тот квест! Но к своей несказанной радости, добрался, ведь пока я был в пути, меня и дезертиром могли посчитать, — рассказывает Роман Юрьевич.
Свою часть Роман Юрьевич обнаружил на Запорожском направлении в г. Токмак. Там он прошёл переобучение и начал возить на передовую исключительно горючее. Какой-то особой переподготовки младшему сержанту Гридневу не потребовалось. Он с 7 лет за рулём: вначале на коленях у отца, потом, став подростком, самостоятельно на тракторе в поле с ним же. А как только исполнилось 18 лет — получил права. Это сыграло определяющую роль при призыве на срочную службу. С ростом под два метра Романа Юрьевича хотели направить в роту почётного караула на Мамаевом кургане, в г. Волгоград, но узнав о наличии прав и любви к технике, передумали.
Одной из приоритетных целей для врага на СВО является любая техника. А если машина везёт горючее, тут начинается настоящая охота. И приходится водителю смотреть не только на дорогу, но и на небо, ожидая неприятностей в виде неприятельских дронов. А на большой скорости от этих «птичек» не уйдёшь, так как состояние дорог не позволит этого сделать. И только от мастерства водителя зависит, останется ли он жив сам и доставит ли необходимый груз, от которого зависит боеготовность на позиции.
— Всякое было: приходилось и из малого окружения вырываться и остаться в живых. По-видимому, у Бога на нас какие-то другие планы — и мы ещё нужны в этом мире. Однажды с напарником (обычно мы ездили двумя машинами) повезли горючку на аэродром в г. Мелитополь. Вернулись на базу: прошло всего часа два — и аэродром укропы разнесли ракетами. Я в это время в ночной патруль уже заступил, и как-то сразу стало не по себе, от осознания того, что жизнь и смерть разделили всего 2 часа, — говорит Роман Юрьевич.
На позициях машины обеспечения, особенно с горючим, ждали с нетерпением. «О, маэстро прибыл!» — встречали возгласами Романа Юрьевича. Маэстро — позывной нашего земляка и выбран он неслучайно. Вся семья Гридневых обладает отменным музыкальным слухом, играет на музыкальных инструментах и любит петь. Роман Юрьевич — гитарист. А ещё у него в кабине постоянно звучала самая разнообразная музыка — и русские народные, и казачьи песни, и инструменталка, и тяжёлый рок. Как признался водитель, музыка и молитва помогали преодолеть страх. Всегда перед выполнением задания он произносил коротенькую молитву ангелу-Хранителю.
Общаясь с участниками СВО, понимаешь, что они, пройдя через тяжёлые испытания, стали другими — никому в голову не приходит скрывать, что было страшно или, что просили защиты у Бога. И никто из них не позиционировал себя как героя. И Роман Юрьевич такой же, хотя он удостоен медали «За воинскую доблесть» 2 степени и медали Жукова. А это военные награды для поощрения личного мужества, смелости и самоотверженности, проявленных при выполнении боевых задач по защите Отечества и интересов страны. Хочется подчеркнуть: «за поощрение личного мужества». Действительно, в случае с Гридневым выражение «личное мужество» более, чем уместно, ведь он на опасном пути за баранкой всегда один, с взрывоопасным грузом, который легко и быстро воспламенится от вражеского попадания — и шансов на спасение у водителя не так много. Даже напарник не успеет прийти на помощь, потому как при передвижении машины держат определённую дистанцию. И остаётся надеяться на Бога, и чтобы машина не подвела. Своё средство передвижения Роман Юрьевич звал ласково «Малыш».
— Прилететь могло не только во время движения, но и на стоянке. В этом случае выручали маскировочные сети, которые нам передавала группа «Помощь мобилизованным» под руководством Татьяны Борисовны Шепелевой. Сети, сделанные вручную, надёжнее, чем фабричные, потому что они отличаются разнообразием рисунков, которые лучше имитируют природный ландшафт. Передавали нам и продукты. И хотя мы имели хорошее продовольственное обеспечение и даже выделяли продукты нуждающимся местным жителям, не могли не радоваться домашним гостинцам. Ох, какие осетинские пироги для нас пекла жительница хутора Парамонов — наша дорогая тётя Фатимочка. На СВО свои радости, которые намного отличаются от гражданских, — рассказывает Роман Юрьевич.
Случилось с младшим сержантом Гридневым на СВО и ещё одна нечаянная радость, определившая его дальнейшую судьбу. Знакомая, решив изменить его личную холостяцкую жизнь, дала номер телефона своей подруги. У молодых людей началось общение в социальных сетях, когда это позволяли сделать обстоятельства СВО. Придя в отпуск и познакомившись с девушкой, Роман Юрьевич понял — это она. Уже на четвёртый день он познакомился с родителями своей избранницы и (можно сказать) попросил у них руку и сердце дочери.
После возвращения Романа Юрьевича из зоны СВО молодые люди сыграли свадьбу, а сейчас ждут с нетерпением наследника. Будущий папа работает газоэлектросварщиком в ООО «Атомспецсервис» — жизнь продолжается. И в ней есть место не только воспоминаниям, но и мирным планам, и любви, и надежде.
Н. Парфенова
