«Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент — это патриотизм!».
В.В. Путин, Президент Российской Федерации
Воспитанию глубокого уважения к своей стране, к её национальным традициям, истории и богатой культуре у нас всегда уделялось большое внимание. В нынешних условиях это особенно актуально, ведь без любви к Родине невозможно построить сильную Россию, без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан.
Воспитание чувства патриотизма у школьников — процесс длительный и сложный. Как он осуществляется в Лагутнинской средней общеобразовательной школе, где организация работы по военно-патриотическому воспитанию обучающихся — одно из приоритетных направлений в деятельности всего педагогического коллектива, корреспондент «Романовского вестника» побеседовал с директором школы, Почётным работником общего образования Российской Федерации Ольгой Васильевной Мокроусовой.
— Ольга Васильевна, начну, пожалуй, с несколько необычного вопроса. Патриотизм — понятие, по большому счёту, пафосное, но вот как совместить эту пафосность с повседневностью?
— Мы в своей школе понимаем патриотическое воспитание как систематическую и целенаправленную педагогическую деятельность по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга. Поэтому в своей работе опираемся на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Цель — создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Эффективность работы по патриотическому воспитанию достигается благодаря созданию оптимальных условий для развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству, утверждению в сознании и чувствах обучающихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края.
Очень важно привлечение самих учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.
С этой целью в школе создан и развивается музейный уголок «Патриот». В основе музейного уголка несколько тематических разделов: «Наша история», «Великой Победе посвящается», «Ветераны труда», «Сохраняем традиции казаков», «Наши достижения».
Ребята с большим удовольствием и интересом посещают этот своеобразный музей, открывая для себя страницы истории образовательного учреждения, в котором учатся.
Работа в музейном уголке предоставляет широкие возможности для раскрытия таких качеств, как инициативность, самоорганизованность, фантазия, самобытность, индивидуальность школьников, а самое главное — это изучение истории нашей страны, воспитание патриотизма и формирование активной гражданской позиции ребят.
Музей располагает фондом мультимедийных презентаций и видеоархива. Назову лишь некоторые: «Наши земляки в годы Великой Отечественной войны», «Наши земляки — Герои Советского Союза», «История хутора Лагутники», «История Волгодонского района», «Трудовые подвиги наших земляков». Проектные работы учеников и выпускников школы хранятся в архиве музея.
Используя Фонд музея, ученики пишут реферативные работы, разрабатывают проекты. Представляя эти проекты в различных конкурсах, наши школьники неоднократно занимали призовые места.
— Ольга Васильевна, а что можно сказать относительно учебной и внеурочной деятельности патриотической направленности?
— Здесь тоже широкие возможности для самореализации учащихся. Например, участие в конкурсе сочинений «Без срока давности», 13 межнациональном фестивале «Родники России», Всероссийском конкурсе «Символы России. Пётр I», Всероссийском экологическом диктанте Экодиктант.рус, Международной акции «Тест по истории Великой Отечественной войны», приуроченной ко Дню Неизвестного солдата в онлайн формате, Всероссийском песенном флешмобе «Нас миллионы русских», региональном конкурсе видеороликов, посвящённом защитникам Отечества, Всероссийской патриотической общественно-просветительской акции «Казачий диктант» и так далее.
Кстати, совместно с активом музея, в который входят и обучающиеся нашей школы, проводятся патриотические акции, такие как «Солдатская посылка», «Письмо солдату», приуроченные к 23 февраля, «Георгиевская ленточка», «Подарок музею», «Бессмертный полк» — к празднику Победы.
— Ваши подопечные, Ольга Васильевна (имея в виду учащихся школы) в разговорах охотно делятся впечатлениями о различных экскурсиях и поездках. Где удалось побывать?
— География довольно обширная. Волгодонский эколого-исторический музей, Новочеркасский музей истории донского казачества, Народный военно-исторический музейный комплекс Великой Отечественной войны «Самбекские высоты», Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва», историко-мемориальный комплекс на Мамаевом Кургане «Героям Сталинградской битвы», музей-панорама «Сталинградская битва», музей краеведения Волгодонского района и другие.
Патриотизм формируется в процессе социализации, воспитания и обучения школьников. Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, испытывая тревогу за её настоящее и будущее, школьник утверждает своё достоинство, стремится быть похожим на героев Родины.
— Ольга Васильевна, какие изменения в педагогическую деятельность привнесли поправки к федеральному закону № 273 «Об образовании в Российской Федерации»?
— В соответствии с ними с 2021 года у нас в школе разработаны программы воспитания по трём уровням образования и реализуются рабочие программы воспитания и календарный план воспитательной работы.
При реализации программы патриотического воспитания проводятся военно-спортивные соревнования, смотры строя и песни, конкурс инсценированной песни военных лет, легкоатлетический пробег ко Дню Победы, осуществляется шефство над ветеранами и тружениками тыла, проживающими в микрорайоне школы, организуются экскурсии по местам боевой славы Южного федерального округа и Волгодонского района, проводятся месячники, декадники оборонно-массовой работы.
Педагогический коллектив постоянно совершенствует формы и методы работы по военно-патриотическому воспитанию обучающихся, привлекает к активному взаимодействию родительскую общественность, учреждения дополнительного образования, организации, работающие в данном направлении.
В школе активно ведут свою деятельность детско-юношеские организации, военно-патриотические объединения, такие как «Юнармия», «Движение первых», Волонтёрский отряд, казачье объединение «Юный Патриот».
— В вашей школе уже два года действует Центр детских инициатив. Каковы его задачи?
— Центр детских инициатив позволяет формировать всестороннее развитие детей и подростков, обеспечивать деятельность ученического самоуправления. Здесь проходят встречи с детскими общественными объединениями, родительским, педагогическим, профессиональным сообществом для проведения совместных мероприятий, проектной деятельности.
Наш Центр детских инициатив ежегодно принимает участие в муниципальном этапе регионального смотра — конкурса Центров детских инициатив в образовательных организациях Ростовской области в номинации «Лучший Центр детских инициатив» (автономные помещения) и занял I место в муниципальном этапе регионального смотра — конкурса Центров детских инициатив в образовательных организациях.
Что касается организации внеклассной (кружковой) работы, то в школе реализуются дополнительные общеразвивающие программы патриотической направленности «Знай и люби свой край», «Мой хуторок — капелька России», «Моя малая родина».
Традиционно у нас проводится военно-спортивная игра «Зарница», а десятиклассники ежегодно принимают участие в учебно-полевых сборах.
Стало доброй традицией и проведение в школе торжественного смотра строя и песни, посвящённого Дню Победы. Самым лучшим обучающимся предоставляется возможность стоять в почётном карауле в х. Погожев на месте захоронения героев Гражданской и Великой Отечественной войны.
Немалую роль в патриотическом воспитании обучающихся оказывает и взаимодействие с воинской частью № 3504, дислоцированной в Волгодонске.
С 1 сентября 2022 года каждая учебная неделя в школе начинается с поднятия флага России и исполнения гимна России, реализуется Всероссийский проект «Разговоры о важном», который посвящён формированию духовно-нравственных ценностей у детей и подростков, и предполагает формирование единого ценностного пространства в рамках воспитательной деятельности в системе образования Российской Федерации.
— Ольга Васильевна, а что у вас в школе за парта Героя?
— Согласно планам месячника военно-патриотической и оборонно-массовой работы, в школе организуются и проводятся встречи, уроки мужества с участниками Великой Отечественной войны, ветеранами боевых действий в Афганистане и Чечне, участниками специальной военной операции. На высоком эмоциональном уровне в 2023-2024 учебном году были проведены встречи обучающихся с участниками СВО.
Парту Героя в честь участника СВО Егора Михайловича Крысина, который является выпускником нашей школы, мы торжественно открыли в декабре прошлого года.
В 9 классе обучался родной брат Егора Данил, которому и выпала честь открыть Парту Героя. Первыми за парту Героя сели ученицы девятого класса. Они были удостоены этой чести за отличную учёбу и за активную общественную работу.
Находясь в отпуске, Егор посещает родную школу — рассказывает ребятам о подвигах российских военнослужащих, о необходимости служить в армии, о любви к Родине, о выполнении служебного долга перед Отечеством.
Забота о ветеранах и участниках Великой Отечественной войны всегда была первоочередной задачей государства. Но проявление внимания и участие в делах людей, прошедших войну, являются обязанностью не только государства, но и каждого гражданина нашей страны, в т.ч. школьников.
Сейчас это ещё и герои специальной военной операции. Мы горды своими воинами-земляками, которые проявили и проявляют доблесть и отвагу на полях сражений.
— Спасибо, Ольга Васильевна, за содержательный разговор, хотя в рамках короткого газетного интервью трудно детально осветить все аспекты столь многогранной темы. Пользуясь случаем, поздравляем Вас и Ваших коллег с профессиональным праздником — Днём учителя!
— Благодарю!
В. Анисимов
Фото предоставлено Лагутнинской СОШ