Николай Иванович Стукалов родился в исконно казачьей семье, в х. Малая Мартыновка Ростовской области.
Родители: отец — Иван Иванович и мать — Зинаида Яковлевна воспитывали сына согласно казачьим традициям и обычаям, которые не противоречат ни одному политическому строю — трудолюбие, уважение к старшим, соблюдение общечеловеческих норм и правил. Не убий, не укради и т.д. не только заповеди из Библии — это вечные законы для порядочного человека. У казаков есть и ещё одна заповедь, живущая глубоко в душе и сердце каждого — любовь к Родине и её защита.
В ст. Романовскую, семья Стукаловых. переехала, когда Николай Иванович был ещё совсем малышом. Зинаида Яковлевна родом из Романовской — и тут у неё было неплохое подворье. Дом, где жили Стукаловы, сохранился до сих пор.
Учился Николай Иванович в Романовской средней школе, радуя родителей успехами. Образование они ценили. Зинаида Яковлевна сама окончила церковно-приходскую школу: поступить в гимназию ей помешала начавшаяся революция. После окончания школы талантливому ученику Стукалову был вручён Похвальный сталинский лист.
В 1937 году, Николай Иванович поступил в Ростовский государственный университет, на химико-биологический факультет. Уже студентом он начал заниматься научно-исследовательской работой, писать кандидатскую диссертацию. Возможно и вышел бы из смышлёного студента видный учёный муж, но помешала война.
Во время учёбы Николай Иванович женился на своей сокурснице — Марии Анисимовне Долгозвяго. 21 июня 1941 года Николай Иванович с беременной женой и товарищами отправились отдыхать на Дон. Молодые люди купались, ловили рыбу, варили уху. А утром, вернувшись в Ростов, узнали о начале войны.
В начале августа 1941 года Николай Иванович Стукалов окончил университет. Тема его дипломной работы была новой по тем временам — влияние на регенерацию тканей импульсов электрического тока. В подобных разработках очень нуждалась хирургия, потому что успешно проведённая операция не являлась гарантией быстрого выздоровления. Бывало, что раны заживали месяцами — и учёные искали пути быстрейшей регенерации тканей.
16 августа в семье родился первенец — сын Александр. Его рождение совпало с первой бомбёжкой фашистами Ростова-на-Дону. Сыну не исполнилось и месяца, когда молодой отец ушёл защищать Родину. Николай Иванович мог бы остаться в тылу по состоянию здоровья — врождённый порок сердца позволял это сделать, но не позволяла совесть.
После первого освобождения Ростова-на-Дону от фашистов 176-й стрелковый полк, где боец Стукалов был пулемётчиком, перебросили под Таганрог. Бои шли жаркие: германская ставка стремилась любой ценой и как можно быстрее захватить донские земли и весь Кавказ, в целом, с его нефтяными ресурсами. Однако, сделать это врагу оказалось непросто: у него на пути встали защитники Отечества. Стояли лютые морозы, но о том, чтобы обогреться, иной раз и подумать не было времени.
Впоследствии Н.И. Стукалов вспоминал: «Вдруг почувствовал, что ногам стало тепло-тепло. Когда товарищи разрезали и помогли снять обувь, увидел, как ноги распухли и почернели». Пулемётчика Стукалова срочно эвакуировали в тыл и направили в госпиталь в г. Кисловодск с диагнозом «сильное обморожение». Стоял вопрос об ампутации. Врач — молодая девушка, взмолилась: «Давайте попробуем сохранить ноги: молодой красивый парень — жалко» и уговорила своих коллег, повременить с радикальными мерами. Николай Иванович всю жизнь помнил, ту, благодаря которой не остался безногим инвалидом.
После лечения и месячного отпуска, в начале мая 1942 года Николай Иванович Стукалов был направлен на курсы офицерского состава в Краснодарское миномётное училище. Но, постигать науки времени не было, враг бесчинствовал на просторах Родины. Уже в июле 1942 года был сформирован курсантский миномётный полк и отпправлен на фронт, в Черноморскую группу войск, под г. Туапсе. В составе этого полка Николай Иванович воевал в качестве наводчика 120-мм полкового миномёта. Наводчики миномётов, как правило, являлись правой рукой командиров. Полковые миномёты уничтожали живую силу противника, разрушали его укрепления, всегда приходили на выручку солдатам-пехотинцам. Сдерживая огнём натиск врага, прикрывая отход своих частей и подразделений, нередко миномётчики последними покидали поле боя. В первом же бою курсантский миномётный полк уничтожил крупную мотомеханизированную часть фашистов. И в дальнейшем вёл успешные бои с противником.
Из воспоминаний Николая Ивановича Стукалова: «Мы только расположились на новой позиции, даже не успели как следует траншеи отрыть, как нас огнём накрыли немецкие миномёты… Слышу отчаянный крик друга. Бегу к нему. Он умоляет: «Коля, пристрели». Ему осколком разворотило полспины. Когда вернулся к своему миномёту, увидел собственную шинель, разорванную в клочья, повисшую на дереве».
Вот так на войне смерть одного бойца уберегла жизнь другого. А ещё сберегло казака Стукалова его желание любой ценой помочь другу. Он не подумал о том, как самому остаться в живых, а под обстрелом бросился на выручку товарища.
К октябрю 1942 года курсантский полк выполнил поставленную перед ним боевую задачу и был снят с фронта. Курсантов отправили в тыл, в г. Кушка для продолжения учёбы.
В декабре 1942 года Николай Иванович Стукалов окончил офицерские курсы — и ему было присвоено звание лейтенанта.
После офицерских курсов большую группу выпускников, в том числе — и Николая Ивановича, направили на службу в 15-й кавалерийский корпус, специально сформированный для действий в Иране. В этой далёкой стране советские бойцы принимали участие в различных операциях: это и уничтожение широкой сети немецкой резидентуры, и охрана наших специалистов, помогавших Ирану разведывать запасы нефти и других полезных ископаемых.
Чужая страна не была похожа на родные просторы — вызывала интерес, но тоски по дому не заглушала. Однажды Николай Иванович в минуту отдыха негромко напевал: «Любо, братцы, любо, любо, братцы, жить, с нашим атаманом не приходится тужить…». Проходивший мимо особист, услышав песню, усмотрел в ней антисоветскую направленность. Долго пришлось Николаю Ивановичу убеждать его в своей лояльности и доказывать, что в словах песни нет ничего крамольного.
Вспоминает младший сын Николая Ивановича — Владимир Николаевич: «Отец любил петь и очень хорошо это делал. Имея идеальный слух и отличный голос, самостоятельно научился играть на баяне. Любимые его песни — «Вдоль по Питерской», «По Дону гуляет» и т.д. А ещё писал маслом картины. Очень разносторонним был человеком, и при этом главная черта его характера — обострённое чувство справедливости. В любом деле любил точность и порядок. На фронте отец вёл вот такую записную книжечку, куда записывал основные данные своих бойцов и координаты их родственников, которым в случае необходимости можно будет сообщить о судьбе родного человека».
Бережно листаю семейный раритет, где помимо фамилий и адресов указаны национальности бойцов. Русский, таджик, украинец, еврей, мордвин, грузин и т.д. Несмотря на разные национальности, образование, вероисповедание — это был единый народ, защищавший свою Родину.
В составе 15 кавалерийского корпуса лейтенант Стукалов принимал участие в охране Тегеранской конференции «большой тройки», состоявшейся в ноябре 1943 года. В ней приняли участие премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, Франклин Делано Рузвельт (США) и Иосиф Сталин — председатель совнаркома СССР.
На встрече лидеров трёх стран, которая длилась 4 дня, была разработана стратегия борьбы против фашизма и нацизма, слома Германии и её союзников, а так-же Японии. И, наиболее важное решение конференции — утверждение даты открытия «второго фронта». Имелись сведения, что гитлеровская разведка готовит покушение на участников встречи, поэтому на охрану была возложена большая ответственность за жизнь участников и недопустимость срыва судьбоносной встречи. Место проведения конференции окружали четыре кольца усиленной охраны, в одном из которых находился и донской казак Стукалов. 15 кавалерийский корпус оставался в Иране до 1946 года.
Николай Иванович Стукалов демобилизовался в сентябре 1946 года в звании старшего лейтенанта. Были мысли вернуться к научной работе. Ещё до войны ему предлагали поступить в аспирантуру, и уже обговаривалась тема диссертации, связанная с его дипломными разработками. Но вернувшемуся с фронта бывшему студенту предложили совершенно другую тему — создание отравляющих химических веществ. Фронтовик Стукалов, видевший за годы войны не одну смерть и сам нередко оказывающийся на волоске от смерти, отказался. Он предпочёл вернуться в родную ст. Романовская.
В январе 1947 фронтовик, член КПСС с 1944 года Стукалов был принят на работу учителем химии и биологии в Романовскую школу. А спустя полгода был назначен её директором. Ученики за годы войны почувствовавшие «свободу» без отцовского пригляда непрочь были похулиганить. И невсегда это были безобидные выходки, после которых они попадали в директорский кабинет. Беседа велась за закрытыми дверями и её содержание не разглашалось. Но результаты видели все — хулиганства прекращались.
Был и ещё, как бы сказали в наше время, «пунктик» у молодого директора. Он требовал, чтобы в школе было чисто и тепло, чтобы в школу было приятно приходить и ученикам, которые нередко жили в неподходящих условиях, и учителям.
После того, как Николай Иванович отлично зарекомендовал себя в должности директора школы, его перевели в районный отдел образования. Должность выше — инспектор, ответственности больше, зарплата — ниже. Средств на ремонт школ не хватало, да никто и не считал это первоочередной задачей. О строительстве новых и речи быть не могло. Но выход из положения должен быть. Николай Иванович прилагал весь свой дар убеждения, чтобы директора совхозов, председатели колхозов не отказывались выделять средства на нужды школ.
Инспектором Николай Иванович был строгим, но его появления в школах ждали, потому что были уверены — наряду с указанием на ошибки и требования их исправить, он выслушает и вникнет в проблемы и поможет с решением. А проблемы были такими, что людям в 21 веке и не снились — нехватка чернил, мела, электрических лампочек, парт и т.д. И не только о школах заботился инспектор Стукалов, но и о педагогах и их нуждах.
В 1954 году Николаю Ивановичу райком партии нашёл ещё более хлопотную должность, назначив директором Волгодонской школы рабочей молодёжи. Её учениками стали, в основном, молодые строители Волго-Донского канала, нередко — вчерашние заключённые.
А ещё через два года Стукалов получил новое назначение — директором Ново-Солёновской средней школы, которая представляла собой деревянный барак. И не без стараний Стукалова он остался в прошлом, а школой стали два новых просторных здания. А в бараке разместился спортзал и мастерские. Важной задачей Николай Иванович считал и атмосферу в коллективе, поэтому прилагал все усилия, чтобы добиться сплочённости и желания работать на благо общества.
Вышестоящее руководство прекрасно видело, что педагог-фронтовик справится с любой задачей и, не сомневаясь, посылало Стукалова туда, где труднее. В конце пятидесятых годов, когда уже выросло послевоенное поколение, Волгодонску потребовалась новая школа. И хотя все понимали, важность и значимость объекта, финансы вовремя выделять никто не спешил. Средства на строительство новой школы приходилось «выбивать». И опять у Николая Ивановича всё получилось — и ему было неважно, сколько энергии, сил и потраченных нервов это стоило. В новой школе № 7 он преподавал химию, одновременно выполняя обязанности заведующего учебной частью, потом — директора. Мирная жизнь вдохновляла на трудовые подвиги — и Николай Иванович работал, не считаясь со временем и не жалея сил.
В семье Стукаловых росло трое прекрасных детей: сыновья — Александр и Владимир, дочь — Наталья. Как вспоминает Владимир Николаевич, поблажек на уроках отец им не давал, скорее, наоборот, требовал больше и спрашивал строже.
После работы директором школы № 7 Николай Иванович Стукалов возглавлял городской отдел народного образования. Но в конце шестидесятых было принято решение о строительстве новой школы № 9, и партия вспомнила о том, что Стукалов, как никто другой, справится с этим делом. Несмотря на уже пошатнувшееся здоровье Николай Иванович не отказался и ещё до окончания строительства начал формировать новый коллектив из лучших педагогов.
До наступления пенсионного возраста, в 1977 году, Николай Иванович был вынужден уйти на пенсию по инвалидности, из-за болезни сердца. Сказались и фронтовые годы, и напряжённая работа после войны. Будучи на заслуженном отдыхе, он продолжал помогать коллегам и советом, и рекомендациями, и консультациями. Оставив дело всей своей жизни — педагогику, Николай Иванович нашёл время для любимого увлечения — живописи. На создание картин его вдохновляла природа, особенно берега любимой реки — Дон.
Вся тридцатилетняя трудовая деятельность Николая Ивановича связана с системой просвещения. За мирный труд Николай Иванович Стукалов награждён: знаком «Отличник народного образования», медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина». Неоднажды Николай Иванович Стукалов награждался почётными грамотами: среди них немало за активную работу по патриотическому воспитанию молодёжи.
За ратные подвиги Николай Иванович награждён: медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.», «За оборону Кавказа», «20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.», «25 лет Победы в Великой Отечественной войне», «30 лет Победы в Великой Отечественной войне», «50 лет Вооружённых Сил СССР», «60 лет Вооружённых Сил СССР».
Любимым временем года Николая Ивановича была осень, а точнее — сентябрь, когда начинался новый учебный год. Так получилось, что сентябрь 1984 года стал последним в жизни фронтовика-педагога. Но ещё живут на Земле его ученики, по-прежнему, как памятники, стоят построенные им школы. Но время безжалостно в своём стремлении покрыть забвением всё, что дорого людям. И, наверное, будет правильным решением сохранить память о фронтовике-педагоге, дав имя Николая Ивановича Стукалова Романовской средней общеобразовательной школе.
Н. Парфенова
Редакция благодарит за помощь в подготовке статьи хранителя фондов краеведческого музея Ольгу Юрьевну Скутневу и сына ветерана Владимира Николаевича Стукалова.