Христос Воскресе смертию смерть поправ и сущим во гробе живот даровав! (тропарь праздника)
Возлюбленные во Христе братья и сестры! Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Это приветствие относится ко дням, непосредственно следовавшим за событием Воскресения Иисуса Христа. Как теперь при встрече мы обмениваемся сведениями о событиях чрезвычайной важности, так и тогда могли встретиться на улицах Иерусалима два человека. И первый сообщает другому новость, которую он только что узнал: «Христос воскрес!» А второй, уже ранее слышавший об этом, отвечает: «Воистину воскрес!» Постепенно этот столь человечный обмен информацией, как сказали бы мы сегодня, превращается в победную весть, в свидетельство веры, за которую можно было отдать и жизнь. Весть эта уходит в катакомбы христианского мученичества. Ранее передаваемая шёпотом, она начинает греметь победным гимном под сводом христианских храмов. Этой вестью и трёхкратным лобызанием приветствуют христиане друг друга от светлой Пасхальной Ночи до дня Вознесения Господня. Этой вестью преподобный Серафим Саровский выражает своё учение о человеке, свою христианскую антропологию, приветствуя каждого встречного в любое время года словами: «Христос воскресе, радость моя!» Ибо в Воскресшем Христе каждый человек становится радостью. Велика радость Воскресения. Но достигается она путём крестным: «се бо прииде крестом радость всему миру». И через Крестную Свою Жертву Христос примирил Бога с человечеством, вернул человеку радостную возможность победы над грехом и смертью.
Для этого Христос стал человеком. Смирил Себя не только до смерти, смерти же крестной, как говорит апостол Павел, но смирил Себя и до рождения Младенцем, Ребёнком, Человеком. С этого начинается Крестный Путь, ибо на Вифлеемской пещере не только отражался свет рождественской звезды, но легла на неё и тень Креста. Как сказано в Литургии Василия Великого, которую совершали мы в течение Великого Поста, «человеком грех вошёл в мир, а грехом — смерть» (ср. Рим.5:12). Грех рождается в сердце, в душе, в сознании. Но «проводником» греха служит плоть, тело. По природе наше тело бессмертно, но человек, через выбор греха, подверг его смерти и тлению, лишил его бессмертия. Христос, Второе Лицо Святой Троицы, принял на Себя от Девы Марии это наше тело. Больше того, Он принял на Себя всечеловеческое бремя греха и Богоотреченности, принял в такой степени, в таком буквальном смысле, что на Кресте эта туча наших грехов погрузила Его, Сына Божьего, в трагическую бездну Богооставленности: Боже мой, Боже мой, почему Ты меня оставил? (ср. Мк. 15:34).
Но здесь и совершилась Тайна нашего спасения: Агнец Божий, приведённый на заклание, принял на Себя, взял на себя грехи мира. Разрушил силу Ада. Воскрес в человеческой Своей плоти, вознеся её и нас «в первое достоинство», «одесную Бога и Отца». Так не только наш дух, но и плоть наша обрели великий дар Воскресения, который обещан и дарован всем, верующим в Христа Сына Божьего. «Чаю воскресения мёртвых и жизни будущего века».
«Христос воскресе, радость моя», говорил преподобный Серафим каждому человеку, праведному, грешному, верующему, неверующему, доброму, злому, другу, врагу. «Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга объимем. Скажем: Братья и ненавидящим нас простим вся воскресением», поёт Церковь в эти светлейшие дни. Вот где Христов ключ к тайне человеческих отношений, к тайне братолюбия, мира, всепрощения. Христос воскрес для всех. Для всех он открыл врата Своего Царствия.
Кто-нибудь спросит: «Как же говорят, что воскресший Господь победил смерть, ведь люди все ещё умирают?» Всякий, входящий в эту жизнь чрез материнскую утробу, уходит из этой жизни чрез смерть и гроб. Таково правило. Но только для нас, умирающих во Христе, смерть является уже не мрачною бездной, а рождением в новую жизнь и возвращением в отечество своё. Гроб для нас уже не вечная тьма, а лишь врата, у которых ожидают нас светлые ангелы Божии. Для всех, исполненных любви к прекрасному и человеколюбивому Господу гроб стал просто последнею преградой, преступив которую они окажутся в присутствии Божием, — и преградой тонкою, как паутина. Поэтому славный апостол Павел восклицает: для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение (Флп.1:21). Как же Господь не победил смерти, если смерть более и не видна из-за Него? Гроб — не глубокая пропасть более, ибо Господь исполнил его Собою; гроб не мрачен более, ибо Господь осветил его; гроб не страшен и не ужасен более, ибо означает не конец жизни, но начало; и гроб не вечное наше отечество более, но лишь врата отечества сего. Различие между смертью до воскресения Христова и смертью после подобно различию между страшным пожаром и пламенем свечи. Такою коренною была победа Христова, и так поглощена смерть победою (1Кор.15:54) Его.
Кто-нибудь спросит: «Как же говорят, что воскресший Господь победил грех, ведь люди все еще грешат?» Воистину Господь победил грех. Он победил его Своим безгрешным зачатием и рождеством; и победил его Своею чистой и безгрешной жизнью на земле; и победил его, как Праведник страдая на Кресте; и, наконец, увенчал все те победы Своим преславным воскресением. Он стал лекарством, верным и непогрешимым, лекарством от греха. Заражённый грехом может вылечиться только Христом. Нежелающий грешить может осуществить это желание своё только с помощью Христовой. Когда люди нашли лекарство от оспы, они говорили: «Мы победили эту болезнь!» Точно так же говорили, и найдя лекарство от болезни горла, зубной боли, подагры и иных недугов: «Мы эти болезни одолели! Мы эти болезни победили!» Итак, найти лекарство от болезни означает победить болезнь сию. Христос есть несравненный и величайший Врач в истории человечества, ибо Он дал людям лекарство от болезни всех болезней, то есть от греха, из которого рождаются все прочие болезни и все прочие страдания человеческие, и душевные, и телесные. Это лекарство — Он Сам, воскресший и живой Господь. Он является единственным и только одним надёжным средством от греха. Если люди и поныне грешат и погибают во грехах, это не означает, будто Христос не победил греха; а означает только то, что данные люди не употребляют единственного Лекарства от своей смертельной болезни; значит, Христос как Лекарство ещё недостаточно им ведом; или, если и ведом, они все-таки по каким-либо причинам не принимают Его. Но история свидетельствует тысячами тысяч голосов: принявшие Это Лекарство на душу свою и принявшие Его в тело своё исцелились и стали здоровы. Зная немощь нашего естества, Господь наш Иисус Христос повелел верным принимать Его как пищу и питие под видимым обликом хлеба и вина. Это сделал Человеколюбец из безмерной любви к людям, лишь бы только облегчить им доступ к живоносному лекарству от греха и от тления греховного. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною (Ин.6:56-57). Грешащие питаются грехом, и от греха жизнь в них постепенно исчезает. Ядущие же живаго Господа воистину питаются жизнью, и жизнь в них всё более возрастает, а смерть умаляется. А чем более возрастает жизнь, тем отвратительнее становится грех. Пошлая и жалкая сладость греха заменяется в них животворящею и радостною сладостью Христа Победителя. Христос воскрес!!!
Распахнём же сердца наши навстречу страдавшему и умершему, и воскресшему нас ради. И Он войдёт, и наполнит Собой и Светом Своим жизнь нашу, преобразив наши души. А мы, в ответ на это, с любовию устремимся за Ним по нашему крестному пути, ибо в конце его, несомненно, сияет и наше воскресение в жизнь вечную.
Праздновать Пасху — это значит стать новым человеком. Вот этого спасительного состояния наших душ, возлюбленные братья и сестры, я от всего сердца всем нам желаю!
Христос Воскрес! Воистину Воскрес Христос!
Настоятель храма Ахистратига Михаила, иерей Петр Зайков