Музей как пропуск в прошлое

Музей как пропуск в прошлое

Национальные проекты России: «Культура»

Сфера культуры, как известно, весьма обширна и разнообразна. И неслучайно в рамках национального проекта «Культура» в Ростовской области разработано три региональных проекта: «Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры (Культурная среда)», «Создание условий для реализации творческого потенциала нации (Творческие люди)», «Цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры (Цифровая культура)», призванных обеспечить дальнейшее развитие всех направлении.

Так вот, касаясь конкретно темы «Культурная среда», почему-то речь не столь часто, как хотелось бы, заходит о музеях, особенно музеях местных, муниципального уровня, которые выполняют весьма важную миссию, если мы не хотим оказаться «Иванами, не помнящими родства».

В докладе министра культуры Ростовской области А.А. Дмитриевой «Итоги работы министерства культуры за прошедшие пять лет, итоги реализации национального проекта «Культура» за 2019 год, задачи на 2020 год и до 2024 года» отмечено, что на сегодняшний день сохранение уникального исторического и культурного наследия региона обеспечивают 43 музея: 27 – муниципальных, 15 – областных и один – федеральный».

В этом ряду музей краеведения Волгодонского района, который сегодня возглавляет И.И. Клименко, стоит несколько наособицу, достаточно просмотреть книгу отзыва посетителей. Среди них не только школьники и жители станиц, хуторов, посёлков Волгодонского района, но и соседнего крупного города Волгодонска, а также туристы из многих уголков России – Москвы, Санкт-Петербурга, городов Подмосковья, средней полосы России, побывавшие в старинной казачьей станице Романовской и в местном музее, путешествуя на круизных теплоходах по туристическому маршруту «Серебряная подкова Дона». В книге отзывов их многочисленные восторженные отклики.

Чем же примечателен наш муниципальный музей, расположенный в старинном здании? Обо всех экспонатах, в том числе и довольно редких, естественно, не расскажешь. Самый последний из них, который непременно нужно посмотреть всем, а женщинам особенно — льняной рушник ручной работы, украшенный вологодским кружевом и вышивкой крестом, выполненной красно-чёрными нитками. Создала это чудо 100 лет назад жительница х. Фомин (в настоящее время этого населённого пункта не существует) Мария Петровна Клименко. В дар музею рушник преподнесли её родственники. Не просто подарили, а именно преподнесли, потому что это бесценный дар.

Хранитель фонда музея Ольга Юрьевна Скутнева в порядке исключения разрешает потрогать раритет. Неужели это лён!? Так и хочется воскликнуть – не может быть! Под пальцами тончайшая, шелковистая на ощупь ткань, нить которой спрядена, а затем соткана вручную. Впечатляет и тонкое кружево и искусная вышивка. Не полотенце, а произведение искусства — этот рушник длиной 320 см. Его Мария Петровна по традиции принесла в дом жениха вместе с другим приданым. Подобные рушники считались оберегами и бережно хранились в семье.

Рушники в традициях и обычаях донских казаков играли важную роль и делились на праздничные и бытовые. У каждого рушника было своё предназначение. Зеркальные служили украшением простых зеркал и трюмо. Считалось, что они оберегают хозяев и гостей дома от бед и болезней. Между окон на стенку внутри куреня вешался рушник, который чаще назывался «гвоздевым». Центральную его часть крепили петелькой на гвоздик, а концы растягивали в разные стороны, давая полотнищу немного провиснуть. Рушниками, вышитыми красными цветами и отделанными кружевом украшали иконы, и называли их – пелена. Рушниками украшали даже портреты. Праздничными считались венчальные, крестильные, рождественские, пасхальные рушники.

По традиции, во время венчания молодым повязывали руки рушником вышитым красными полевыми цветами. Красный цвет символизировал защиту. Для крестин также использовали льняные полотенца с яркой вышивкой. Считалось, что чем светлее и ярче будет орнамент, тем счастливее будет жизнь крестника. Кстати, рушник для крестин вышивала крёстная мать. А бытовое полотенце, которым вытирали руки, лицо или посуду было более скромным и называлось просто и без затей – утирка.

В последние годы отмечается рост интереса наших соотечественников к льняному рушнику и его истории. А для иностранцев это один из самых интересных сувениров, который можно привезти из России.

Не менее интересна и другая редкая экспозиция, связанная с историей колодца. Сейчас этих источников водоснабжения в повседневном обиходе почти не встретишь, а в музее краеведения Волгодонского района можно посмотреть воочию, кстати, в нашем степном засушливом крае к колодцам отношение было особенным. Их оберегали и считали чуть ли не священными объектами. Поить коней, прогонять скотину можно было только за 100 саженей (сажень – 2 метра 13 сантиметров) от колодца, прокладывать дорогу за 300 саженей. Глубина колодца порой доходила до 35-40 метров, поэтому круглые цилиндрические стенки шурфа оплетали ветками карагача…

Музеи, в том числе и краеведческий музей Волгодонского района, можно назвать своеобразными пропусками в далёкое прошлое, без которого не познать в полной мере настоящего. Поэтому столь важна их роль.

Говоря о востребованности музеев, министр культуры Ростовской области А.А. Дмитриева отметила, что их посещаемость за последние пять лет выросла на 3 процента и до 2024 года будет увеличиваться на 3 процента ежегодно. Для этого есть все возможности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Перейти к содержимому