Архитектура православных храмов отличается небывалой красотой и неважно — большой это собор или малая часовенка. Так же величественно вздымаются в небо сияющие золотом кресты, наполняя радостью сердца верующих в Иисуса Христа.
Храм Святого Благоверного князя Александра Невского, построенный более 5 лет назад в х. Потапов, не исключение. До недавнего времени службы здесь совершал настоятель храма Николая Чудотворца (х. Рябичев) отец Василий. Как-то на встрече с журналистами владыка Антоний признался, что священников в Волгодонской и Сальской епархии недостаточно. Лишь в начале июля текущего года в храме Святого Благоверного князя Александра Невского появился свой священник — иерей Алексий Иванов, который раньше служил штатным клириком в кафедральном соборе Кирилла и Мефодия в г. Сальске. Вместе с отцом Алексием приехала матушка Светлана, служившая регентом в том же храме, что и муж, и их девятилетняя дочь София. Пока вся семья живёт при храме.
Старшая дочь супругов Ивановых, 22-летняя Анастасия, замужем за священником и вместе с супругом несёт службу в Неклиновском районе, в селе Весёло-Вознесенка. 17-летний сын Илья-студент Донской духовной семинарии и Ростовского колледжа искусств. София, скорее всего, с сентября будет посещать рябичёвское отделение ДШИ Волгодонского района.
— Считаю музыкальное образование для священнослужителей очень важным аспектом, ведь может случиться, что приход будет в сельской местности, где при храме нет церковного хора, и его придётся создавать. В этом случае незаменимой помощницей может стать матушка, если у неё есть соответствующее музыкальное образование или природный дар. Матушка Светлана в детстве окончила музыкальную школу и сейчас занимается созданием церковного хора в храме Святого Благоверного князя Александра Невского. Старшая наша дочь закончила два отделения ДШИ по классу фортепиано и вокала, поёт и руководит церковным хором,- рассказывает отец Алексий.
Свою деятельность иерей Алексий Иванов начал не только непосредственно с отправления церковных служб. Кроме этого, он уже организовал беседы для тех, кто собирается принять крещение и стать крёстными родителями.
— Свою задачу, как священнослужителя, вижу в следующем: поделиться радостью познания Бога с другими. А возможно это только через посещение церкви и молитву. И лучше будет, если эта радость придёт к человеку в раннем возрасте, а это забота крёстных родителей. Именно они несут ответственность за души крестников. Хотя прийти к Богу в любом возрасте не поздно. Мне приходилось крестить пожилого 78-летнего дедушку, душа которого открылась навстречу Богу.
Мой путь к служению Богу тоже начался с вопросов о крещении. К этому времени мы с матушкой уже прожили в браке 5 лет, обвенчавшись в церкви. Наши дети были крещёнными, потом я стал крёстным отцом шестерых ребятишек. Вот и стали приходить на ум вопросы, зачем, почему и что это значит для них и для меня.
— В каком возрасте вы начали задаваться такими вопросами, и что этому предшествовало, что послужило толчком?
— Чаще человек приходит к Богу в моменты скорби, а не в радости. Приходит, когда вопросы об устройстве мироздания заводят в тупик, когда заканчиваются силы, когда душа не получает ответа на главный вопрос — сейчас я живу, а что дальше? Для верующих ответ очевиден — дальше начало вечной жизни души. Заключительная строка одной из главных молитв «Символ веры» звучит так: «Жду воскресения мертвых и жизнь после смерти». Во всех скорбях и печалях мы можем рассчитывать на помощь Божию, утешиться истинной верой и молитвой.
Меня крестили в возрасте трёх месяцев. До тридцати лет я жил также, как и многие другие, принявшие крещение, но не осознавая и не ощущая своей связи с Богом. В стране 85% населения считает себя христианами и лишь 1% из них посещают церковь. В хуторе Потапов проживает 3000 человек, на службы приходят 20-30 человек, по большим праздникам больше. Креститься (если можно так сравнить) — это как купить билет, условно говоря, из Магадана до Ростова-на-Дону и не поехать. А крещение — это билет в рай, но большинство отказываются от него, не воссоединяются с Богом в церкви. А Бог не может спасти нас без нас. Каждый человек наделён правом выбора и только от него зависит, воспользуется ли он своим билетом. И мой билет долгое время был невостребованным. Я окончил школу, получил профессию инженера-электрика сельскохозяйственных предприятий в Азово-Черноморском инженерном институте,отслужил «срочную» в ВДВ, затем 21 год работал в «Донэнерго».
После воцерковления учился на богословских курсах, кстати, вместе с матушкой Светланой. В 2018 году поступил в духовную семинарию, будучи ещё мирским человеком. На сессии ездил, используя очередной отпуск и отпуск за свой счёт. К полному оставлению мирской жизни подтолкнула встреча и беседа с владыкой Антонием, епископом Волгодонским и Сальским. Он предложил мне подать прошение о рукоположении вначале в дьякона — это первая ступень служения, потом иерея. Думаю, на этом поприще принесу пользу, если Богу будет угодно, не только прихожанам храма Святого Благоверного князя Александра Невского, но и другим жителям хутора. С 1 сентября собираюсь регулярно бывать в местной школе для бесед с учениками. В Сальске нёс послушание, посещая школу и казачий лицей. Моя задача — расширить горизонты познания и мировоззрения юных душ. Три основные темы для бесед, которые являются актуальными для любого человека — о любви, о свободе, о жизни и смерти. Поэтому на уроках могут присутствовать с согласия родителей не только православные, но и дети других вероисповеданий и даже атеистически настроенные, — говорит отец Алексий.
Не выбери другой жизненный путь, отец Алексий мог бы быть отличным педагогом. Он терпелив. Делая замечания о поведении в храме, он подробно объясняет, почему нужно поступать так, а не иначе, отчего и когда возникло то или иное правило. А этих знаний не хватает не только детям, но и взрослым. Пора священнослужителям задуматься о расширении кругозора и расширении горизонтов знаний и среди взрослых людей, невоцерковленных, захаживающих в храмы от случая к случаю.
Н. Парфенова